Исследовательская деятельность в каждой школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса и развития творческих способностей учащихся.
В МБОУ «Харанская СОШ» в 2016 году впервые были проведены внутришкольные Илларионовские чтения учащихся, посвящённые проблемам спорта и здоровья.
Цель организации этих чтений - мотивация школьников на сохранение и укрепление здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни; поиски новых форм и методов включения школьников в процесс формирования активной гражданской позиции и осознания ими ответственности за состояние собственного здоровья; привитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности; развитие творческих способностей школьников.
Работало 2 секции:
- Здоровье и здоровый образ жизни;
- Физическая культура и спорт.
В рамках работы секций были представлены доклады по следующим направлениям:
- Формирование здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта;
- Воздействие уроков физкультуры и учебно-тренировочных занятий на здоровье школьника;
- Человек и спорт;
- Спорт в моей семье;
- История развития отдельных видов спорта в школе, наслеге, улусе, республике;
- Здоровьесберегающие технологии в школе: инновационные подходы, проблемы и перспективы.
Илларионов Афанасий Петрович – инициатор идеи и автор проекта Харанского спортивного лицея, открытого в 1994 году, Заслуженный работник физической культуры, отличник народного просвещения РСФСР, Почётный работник общего образования РФ, Почётный ветеран педагогического труда, почетный гражданин Мегино – Кангаласского улуса, мастер спорта РФ и РС(Я), «Учитель учителей», 17 лет работавший директором Харанской школы-лицея здоровья и спорта.
В 2018 году Илларионовские чтения были включены в годовой план работы управления образования и стали проводиться для школ сети «Школа здоровья» под лозунгом «Наше здоровье – здоровье страны». Если на внутришкольных чтениях участвовало 20-22 ученика, то в тот год было заслушано 29 докладов. Приняли участие Чуйинская, Тумульская, Маттинская, Алтанская школы.
В 2019 году приняло участие 33 учащихся из 6 школ сети «Школа здоровья». Публичное выступление учащихся проходило по 3 секциям: «Спорт», «Здоровье» и отдельно в секции начальных классов. Все участники чтений получили сертификаты участников. Победители были награждены дипломами, призами. Эксперты отметили расширение географии участников чтений, наличие во всех докладах элемента исследования. Учащиеся показали умение формулировать гипотезу, понимание сути поставленной проблемы.
В 2020 году чтения проходили в онлайн-режиме. Несмотря на это, школы приняли активное участие.
16 апреля 2021 года состоялись шестые Илларионовские чтения. Приняли участие 27 учащихся из 7 школ: Харанской, Чуйинской, Тумульской, Бедиминской, Тыллыминской, Майинской им. В.П.Ларионова, ЦПМСС «Кэскил».
Седьмые Илларионовские чтения состоялись 15 апреля 2022 года. Приняло участие 32 ученика из 10 школ: Майинской СОШ им. Ф.Г.Охлопкова, Маттинской СОШ им. Е.Д.Кычкина, Быраминской СОШ им Е. П. Шестакова-Эрчимэна, Тумульской СОШ им.Т.Г.Десяткина, Рассолодинской СОШ, Тюнгюлюнской СОШ им А.С. Шахурдина, Нижне-Бестяхской СОШ №2, Чуйинской СОШ им. В.В.Скрябина, МБУ Центр психолого-медико социального сопровождения "Кэскил", Харанской спортивной СОШ им. И.Г.Игнатьева.
Секция: Здоровье и ЗОЖ:
Начальные классы:
- Диплом 1 ст. – Алексеева Ксения – 3 кл. Эмтээх кэмпиэт. Руководитель – Дмитриева Надежда Николаевна, Рассолодинская СОШ
- Диплом 2 ст. - Матаннанова Элина, Аталларов Дима – 2 кл. Влияние зубной пасты на прочность эмали зубов. Руководитель – Седалищева Сардана Ивановна, Маттинская СОШ им. Е.Д.Кычкина
- Диплом 3 ст. – Зверстов Руслан – 2кл. Харахха туhалаах тренажернай ачыкы. Руководитель – Кисиляхова Вера Ионовна, Тумульская СОШ им.Т.Г.Десяткина
- Диплом 3 ст – Захарова Валерия – 3кл. Тэлгэьэм уунээйилэрин кистэлэннэрэ. Руководитель – Дмитриева Нюргустана Алексеевна Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева
- Диплом 4 ст - Рожина Виолетта – 3кл. Мин ураты дьарыгым. Руководитель – Попова Инга Викторовна, Рассолодинская СОШ
- Диплом 4 ст – Трифонова Милена – 3кл. Мобильный телефон: друг или враг? Руководитель – Петрова Кэскилээнэ Николаевна, Харанская ССОШ им. И.Г.Игнатьева
Старшие классы:
- Диплом 1 ст. – Десяткина Жанна – 10 кл. Вода-основа жизни. Руководитель – Черкаева Полина Васильевна, Тумульская СОШ им. Т.Г.Десяткина
- Диплом 2 ст. – Колесова Камила – 6 кл. Мотивационные мерчи - вызов гигиене питания. Руководитель – Харитонова Алена Васильевна, Быраминская ООШ им Е. П. Шестакова- Эрчимэн
- Диплом 3 ст. –Киренский Максим – 5кл. Микрофлора полости рта. Руководитель – Сидорова Мария Петровна, Харанская ССОШ им. И.Г.Игнатьева
- Диплом 3 ст. – Михайлова Нарияна – 9кл. Исследование полезных свойств Иван-чая, Руководитель – Андросова Елена Васильевна, Харанская ССОШ им. И.Г.Игнатьева
Секция: «Физическая культура и спорт»
Начальные классы:
- Диплом 1 ст. – Пинигин Пана – 3 кл. Как научиться подтягиваться в висе на перекладине? Руководитель – Дмитриева Нюргустана Алексеевна, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева
- Диплом 2 ст. - Терентьев Арчылаан, Олесов Слава – 3 класс. Дворовый спорт. Руководитель – Дмитриева Нюргустана Алексеевна, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева
- Диплом 3 ст. - Попов Эрсан – 4кл. Эьэм Никитин В. Н. - чел олох пропагандиста, энтузиаст спортсмен. Руководитель – Тарабукина Туйара Константиновна, Быраминская ООШ им Е. П. Шестакова- Эрчимэн
- Диплом 3 ст. – Захаров Захар – 4 кл. Зачем нужен спорт? Руководитель – Петрова Кэскилээнэ Николаевна, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева
Старшие классы:
- Диплом 1 ст. – Степанова Сандаара – 9 кл. Здоровое село. Руководитель – Захарова Елизавета Гаврильевна, Чуйинская СОШ им. В.В.Скрябина
- Диплом 2 ст. – Баишев Айсен – 10 кл. Мои исследования в обученности школьников броску одной рукой от плеча. Руководитель – Дмитриева Мария Владимировна. Майинская СОШ им. Ф.Г.Охлопкова
- Диплом 3 ст. – Устинова Эльвира – 9кл. Спорт и математика. Руководитель – Киренская Лилия Антоновна, Харанская ССОШ им. И.Г.Игнатьева
- Диплом 3 ст. – Петрова Настя – 6.кл. Спорт в жизни моей семьи. Руководитель – Петрова Лилия Дмитриевна, Павловская СОШ им. В.Н.Оконешникова
- Диплом 4 ст. – Степанова Валерия – 8кл. Экологически чистые конфеты. Руководитель – Дмитриева Мария Владимировна, Майинская СОШ им. Ф.Г.Охлопкова
В последнее время школьники активно занимаются исследованиями по биологии, химии, физике, медицине, географии, истории, краеведению. Среди работ на НПК «Шаг в будущее» обычно бывает не так много докладов по физкультуре и ЗОЖ.
Илларионовские чтения привлекают внимание учащихся к проблемам спорта, здоровья и здорового образа жизни. Трудно переоценить положительное влияние, которое оказывает исследовательская деятельность на учащихся, работающих над проектами в области физической культуры и ЗОЖ. Информация о спорте, примеры спортивных достижений и побед спортсменов привлекают многих школьников к занятиям физкультурой, воспитывают чувство гордости за своих соотечественников. Ребята начинают по-новому смотреть на занятия спортом и приобретают интерес к изучению истории спорта. Данная работа имеет прикладную значимость, так как полученные новые знания помогают им сделать свой выбор в направлении здорового образа жизни, осознанно заниматься выбранным видом спорта. Таким образом, ребята начинают постепенно понимать, что активный здоровый образ жизни — это норма.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования в старших классах основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов стала защита итогового индивидуального проекта. Предмет исследования выбирают учащиеся, исходя из своих наклонностей, увлечений, выбора будущей профессии. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы в начальных классах и среднем звене, легче адаптируются к обучению в старших классах. Учащимся, которые связывают свое будущее со спортом, медициной, доклады на «Илларионовских чтениях» помогут в 11 классе создать интересный творческий проект.
В нашем улусе многие школы проводят улусные чтения имени знаменитых людей своего села. Такие инициативы достойны похвалы, так как участие в различных ученических чтениях дает отличный толчок для дальнейшего развития учащихся в той или иной области знаний. Исследовательская деятельность учит детей мыслить и делать самостоятельные умозаключения, позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивает коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активизирует творческий и интеллектуальный потенциал личности.
Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева
|