|Регистрация|Вход| Приветствую Вас Гость |RSS
РАЗДЕЛЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ТЕСТЫ
ФОРУМЫ
АРХИВ САЙТА
ПОИСК
Главная » 2023 » Январь » 7 » Рубрика СЛОВО О НАСТАВНИКЕ
13:06
Рубрика СЛОВО О НАСТАВНИКЕ

О замечательном времени и замечательных людях

Когда я переходила на работу в управление образования, мой дядя - учитель с большим стажем – сказал: «Теперь твоя жизнь будет совсем другой, она сильно переменится». Я спросила, это хорошо или плохо. Он ничего не сказал. Тогда я подумала, что я меняю только рабочее место, что со школой никогда не распрощаюсь и смогу в любой момент вернуться. Могла ли я тогда знать, как он был прав. Да, моя профессиональная жизнь изменилась до неузнаваемости, обогатилась и стала интереснее во много раз.

Благодаря приглашению работать в управлении образования я нашла свое второе призвание – методиста. Многому приходилось учиться, но самой главной учебой было – управление методической работой улуса. Это очень трудная работа, где учишься на своих и чужих ошибках, рассчитываешь каждый шаг, обсуждаешь каждое действие. Порой голова ходила ходуном, но результат стоил беспокойных дней, многих поездок, поисков ответа на один единственный вопрос. Сейчас я с благодарностью вспоминаю годы работы в управлении образования, особо благодарю всех своих коллег и учителей в этом нелегком труде.

За время работы методистом мне очень повезло с учителями: теми, кто помогал в моем становлении в качестве руководителя и методиста. Иван Петрович Птицын был тогда заведующим методическим кабинетом, и именно он рекомендовал меня в качестве методиста. Опытный руководитель, человек с неординарным стилем работы во всем любил дотошно докапываться до сути. Потом, когда он стал заместителем начальника, это качество распространилось до каждого кабинета управления и доходило до каждой школы и детского садика. Зная такое качество Ивана Петровича, на разговор с ним шли тщательно подготовившись. Шутя-любя мы его кабинет называли «Лаборатория взрывчатых веществ». Ивану Петровичу это название не нравилось, нравилось только первое слово – лаборатория. И оно действительно полностью раскрывало все действия, которые происходили там. Он любил эксперименты, исследования, диспуты, абсолютно не любил повторяться, но любил учиться. На его столе лежали Сборник законов РФ, комментарии к отдельным законам, газеты, учебники и задачники по химии.

Февронья Васильевна Шишигина – самый результативный руководитель улуса того времени. С ее именем связаны многие достижения и успехи, поиски нового и закрепление прежних побед. При Февроньи Васильевне образовательный процесс стал каким-то увлекательным путешествием. Опытно-экспериментальная работа обрела статус уникального лица школы или детского сада, самообразование рождало плеяду самобытных и талантливых учителей и педагогов, привычное слово «ремонт» успешно превратилось в понятие «дизайн» и превратило школы и детсады в современныеи красивые здания. Благодаря энергии и таланту Февроньи Васильевны, многие организации и предприятия республики считали за честь работать с образовательными организациями Мегино-Кангаласского улуса. Поток ученых, депутатов, предпринимателей, знатных людей, коллег из других улусов вереницей шел к нам в улус.

Тандем Февроньи Васильевны и Ивана Петровича был самым деятельностным во время моей работы. Оба рассудительные, талантливые аналитики, любящие ничего не оставлять на полпути, иногда скрупулезные до невозможности, но абсолютно разные по темпераменту. С каким интересом мы делали программу развития образования. Опыта в таких делах ни у кого из нас не было, но шаг за шагом мы научились и этому. Со страхом мы приняли предложение ИПКРО провести серию авторских курсов наших ведущих учителей. Набрав в легкие воздух, начали и закончили с триумфом. А как готовились и провели выставку достижений системы образования улуса в спорткомплексе Манчаары, которая привела нас к международной выставке в Сокольники – это тоже другая история, где мы, как говорят, шли одним фронтом. Наши руководители никогда не успокаивались на достигнутом, они искали новые пути, включались в новые проекты. Это было интересно.

Работа методистов проходила на колесах. В машине мы не раз исколесили весь улус, объездили все Заречье, побывали во многих школах республики по обмену опытом. Людмила Николаевна Дьячковская, Татьяна Михайловна Дмитриева (Варламова), Иван Семенович Филиппов, Сардана Николаевна Борисова (Ларионова), Георгий Иванович Борисов, Иван Иванович Шестаков, Елена Павловна Афанасьева, Еремей Михайлович Куприянов – вот основной состав методистов, с которыми мне посчастливилось изъездить весь улус вдоль и поперек, проводить семинары в школах и детских садах, допоздна готовиться к совещаниям, сообща решать многие вопросы. Их фанатическая преданность к своей работе заряжала меня, с ними интересно было познавать особенности их работы. Каждый из них уникален и как человек и как профессионал. Видимо, поэтому мы до сих пор поддерживаем добрые отношения, радуемся каждой встрече.

Основное и важное составляющее методической работы проводили школы. Между школами, кустовыми методическими объединениями шла негласная конкуренция. Но она была добрая и позитивная. Крупные школы – центры КМО – собирали вокруг себя всех своих коллег и старались учитывать интересы каждого педагога. Когда они узнавали, что какое-то КМО провело тематический семинар, то другие придумывали свой или приглашали своих коллег из другого КМО. Пальму первенства здесь с гордостью держали Тюнгюлюнская школа (директор – Галина Иннокентьевна Шарина, зам.директора – Альбина Федотовна Баишева), Харанская школа (директор – Афанасий Петрович Илларионов, зам.директора – Анна Кононовна Антонова), Хоробутская школа (директор – Гаврил Александрович Сергучев, зам.директора – Елена Иннокентьевна Санникова).

Всегда поражаюсь людям, которые работают вопреки всему: им говорят, что у вас не получится, а они все равно делают, и у них все получается. Когда Россолодинская школа выбрала агротехнологическое направление (директор – Клавдия Алексеевна Михайлова, зам.директора – Александра Николаевна Константинова), и ученые, и сам автор агрошкол Петр Петрович Кондратьев утверждали, что малокомплектной школе при всем своем желании нельзя выбирать это направление. А спустя несколько лет Петр Петрович вместе с россолодинцами защищал каждый их новый проект на республиканском конкурсе инновационных проектов. Выбор Майинской гуманитарной школы (директор – Руслан Михайлович Терентьев, зам.директора – Елизавета Андреевна Яковлева, Татьяна Васильевна Сидорова) гуманитарной по типу деятельности многие не понимали. Авторитет даже самого Николая Иннокентьевича Бугаева мало помогал. Молча принимали их проект и думали, что он какой-то уж больно философский, труднореализуемый. Но время показало, что гуманизация образования должна начинаться именно с реорганизации и изменения отношений между участниками образовательного процесса, изменения содержания образования.

Когда я начала работать в управлении образования, статус РЭП имели только Майинская гимназия (директор – Владимир Иванович Тихонов, зам.директора – Ирина Иннокентьевна Бугаева, Евгения Иннокентьевна Андросова), Жабыльская школа (директор – Любовь Матвеевна Тимофеева, учителя-экспериментаторы – Илья Гаврильевич Баишев, Степан Васильевич Баягантаев, Андрей Андреевич Нестеров). Гимназия первым в улусе начала внедрять коллективный способ обучения (КСО), а Жабыльская успешно внедряла идеи национальной концепции. С каждым годом их количество увеличивалось. В введении научно-исследовательской работы, апробации экспериментального направления мои коллеги видели способ решения многих назревших проблем, повышения профессионального уровня педагогического коллектива, и самое главное – сохранения уникальности уклада жизни своего села. К 2005 году статус РЭП имели более 20 школ и детских садов. Не зря к десятилетию начала опытно-экспериментальной работы в республике наш улус стал одной из выездных площадок. В течение нескольких дней гости со всей республики переезжали из наслега в наслег и знакомились с опытом работы. А потом такой же, но по срокам и содержанию намного больше, совершил профессор, эксперт ИОП «Эврика» Александр Михайлович Лобок. Результатом его турне стала целая книга «Алмазная земля педагогики Олонхо. Опыт педагогического эпоса», где опыт наших школ он называл не иначе как уникальным, и утверждал: сам улус живет как одна семья.

Лобок был прав во многом, а одну нашу черту он подметил очень верно: мы любим собираться вместе. Грандиозные по масштабу события стали неотъемлемой частью нашей работы. Они сплотили нас, научили разным методам и приемам предъявления опыта работы. Так, многие помнят, как в местности Барылас мы провели педагогическую ярмарку. Она была демократичной и многогранной. Каждый имел возможность представить свой опыт работы, организовать обсуждение интересующегося вопроса, проводить любое мероприятие. Какая атмосфера там царила – показывает всего один пример.

Вечером на одной из площадок шло обсуждение, каким должно быть истинное национальное образование, как воспитать настоящих патриотов. Сама природа даже прислушивалась к разговору: не было даже ветерка, слова выступающих слышались издалека. Мы сидели поодаль и писали протокол. И у меня перестала писать ручка. К счастью, рядом стояли лавочки, где расположились местные продавцы. Я быстро побежала к ним, спросила, есть ли у них ручка. А продавцы, собравшись в кучу, стояли спиной к своим товарам и внимательно слушали горячие выступления. Один из них, не отрывая взгляда от шатра, указал мне в сторону своего товара: вот там. Когда я ему вручала деньги, он не посмотрел на них, а продолжал обмениваться мнением с собеседником: «Он правильно говорит. У нас дети потихоньку отвыкают от ручного труда». На что другой парировал: «Жизнь меняется, так и должно быть». К их разговору подключались другие слушатели. Позже они подходили к нам и спрашивали, какие темы будут обсуждаться завтра.

К началу 2000 годов авторские семинары учителей, школ стали визитной карточкой улуса. Институт повышения квалификации работников образования (ректор – Антонина Анатольевна Кычкина) подхватил эту идею и по всей республике провел целую серию авторских курсов. Наши учителя первыми начали претворять в жизнь один из масштабных проектов ИПКРО. Татьяна Васильевна Сидорова (Майинская гуманитарная школа), Анна Иннокентьевна Сергучева, Люция Иннокентьевна Ларионова (Майинская гимназия), Илья Гаврильевич Баишев, Степан Васильевич Баягантаев, Андрей Андреевич Нестеров (Жабыльская школа) собрали многих учителей республики. Впоследствии проводить авторские курсы удостоились Тюнгюлюнская, Павловская, Харанская школы.

Особо хочется выделить работу по анализу и разработке программы развития образования «Мэҥэ кэскилэ». Эта работа самой значимой частью не только методической работы, но работы системы образования улуса. Сначала нам надо было проанализировать реализацию «Мэҥэ кэскилэ-2». Предварительный просмотр результатов показал, что мы за два года выполнили намеченные цели, и два года работаем на перевыполнение. Такое у нас получилось в виду того, что мы все к разработке новой программы приступили осторожно, полностью не осознавая свои силы и возможности. Нам нужен был взгляд со стороны, кто смог бы непредвзятым взглядом сконцентрировать успехи и недочеты, выявить предстоящие задачи. Таким человеком оказался Василий Михайлович Саввинов, кандидат педагогических наук, проректор Саха педагогической академии. С ним мы сделали невозможное: вместе со школами, детскими садами и учреждениями дополнительного образования собрали все достижения, проанализировали результаты по направлениям, выявили лучших из лучших, выделили уникальные разработки и находки каждой организации, собрали значимые победы как организаций, так и учителей. И итогом такой большой работы выпустили несколько брошюр под общим названием «Ход реализации и результатов программы развития Мегино-Кангаласского улуса «Мэҥэ кэскилэ» II этап на 2001-2004 годы».

Пролистывая сейчас эту брошюру, я восхищаюсь своими коллегами: какие же все-таки талантливые у нас люди. Они, заканчивая одно дело, тут же начинают два новых. Работая над одним проектом, по ходу обогащают, углубляют содержание и расширяют его поле деятельности. Как много людей не только в школе и детском саду с интересом участвует в образовательной деятельности, но все село собирается вокруг школы. Поистине сильна наша земля патриотами.

После завершения большой аналитической работы приступили к разработке следующей программы развития. И она получилась намного шире и разнообразнее: каждая школа и детский сад активно включались в программу, чтобы обогатить жизнедеятельность организации, освоить новый вид деятельности, освоить новые технологии, методы обучения и воспитания. Разработка программы развития началась с широкомасштабной экспедиции по заречной и вилюйской группе образовательных организаций.

В ходе реализации и разработки новой программы развития мы стали свидетелями рождения многих талантливых учителей, появлениянового пути, ярких споров о целях и задачах образования, удивительных образовательных экспедиций за поиском новых идей, незабываемых встреч с элитой образования и неординарными личностями. И это все, как живительная капля всасывалась школами, и, наполняясь, неслась вперед как поток, набирая скорость и силу. Приятно осознавать, что я успела глотнуть этих приятных капель, смогла нестись вместе со всеми в этом потоке жизни.

Любовь Максимовна Алексеева,

зав.отделом методической работы 1999-2004 годы

23 ноября 2020 год, п.Нижний Бестях

 

Просмотров: 542
Служебный вход
АНОНСЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА

ВКВКВК

ОБЪЯСНЯЕМ.РФ

СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ НАГРУЗКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ

Горячая линия по дистанционному обазованию

Горячая линия

Телефон доверия

Телефон доверия

Телефон доверия

Выбор будущего

Президент России

Ил Дархан Республики Саха (Якутия)

МР Мегино-Кангаласский улус

Официальный сайт Басговру

Реском профсоюза РС(Я)

WorldSkills Russia

Сетевой город. Образование

Сетевой город. Анкетирование

КАЛЕНДАРЬ
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Министерство Просвещения РФ  Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)  Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия)  Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания  Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)  Федеральный портал поддержки ЕГЭ  Официальный информационный портал ГИА  Федеральные государственные образовательные стандарты  Федеральный образовательный портал  Российский общеобразовательный портал  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки  Федеральный центр тестирования  Федеральный институт педагогических измерений  Единое окно доступа к образовательным ресурсам  Всероссийский Интернет-педсовет  ИД Первое сентября 
МКУ "Мегино-Кангаласское районное управление образования" © 2009