14 апреля 2023 года по плану МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования» в МБОУ «Харанская спортивная средняя общеобразовательная школа им. И.Г. Игнатьева» восьмой раз проведены Илларионовские чтения.
Илларионов Афанасий Петрович – инициатор идеи и автор проекта Харанского спортивного лицея, открытого в 1994 году, Заслуженный работник физической культуры, отличник народного просвещения РСФСР, Почётный работник общего образования РФ, Почётный ветеран педагогического труда, почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса, мастер спорта РФ и РС(Я), «Учитель учителей», 17 лет работавший директором Харанской школы-лицея здоровья и спорта.
В МБОУ «Харанская СОШ» внутришкольные Илларионовские чтения учащихся впервые были проведены в 2016 году.
Цель организации этих чтений - мотивация школьников на сохранение и укрепление здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни; поиски новых форм и методов включения школьников в процесс формирования активной гражданской позиции и осознания ими ответственности за состояние собственного здоровья; привитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности; развитие творческих способностей школьников.
Работало 2 секции:
- Здоровье и здоровый образ жизни;
- Физическая культура и спорт.
В рамках работы секций были представлены доклады по следующим направлениям:
- Формирование здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта;
- Воздействие уроков физкультуры и учебно-тренировочных занятий на здоровье школьника;
- Человек и спорт;
- Спорт в моей семье;
- История развития отдельных видов спорта в школе, наслеге, улусе, республике;
- Здоровьесберегающие технологии в школе: инновационные подходы, проблемы и перспективы.
В 2018 году Илларионовские чтения были включены в годовой план работы управления образования и стали проводиться для школ сети «Школа здоровья» под лозунгом «Наше здоровье – здоровье страны».
В последнее время школьники активно занимаются исследованиями по биологии, химии, физике, медицине, географии, истории, краеведению. Среди работ на НПК «Шаг в будущее» обычно бывает не так много докладов по физкультуре и ЗОЖ.
Илларионовские чтения привлекают внимание учащихся к проблемам спорта, здоровья и здорового образа жизни. Трудно переоценить положительное влияние, которое оказывает исследовательская деятельность на учащихся, работающих над проектами в области физической культуры и ЗОЖ. Информация о спорте, примеры спортивных достижений и побед спортсменов привлекают многих школьников к занятиям физкультурой, воспитывают чувство гордости за своих соотечественников. Ребята начинают по-новому смотреть на занятия спортом и приобретают интерес к изучению истории спорта. Данная работа имеет прикладную значимость, так как полученные новые знания помогают им сделать свой выбор в направлении здорового образа жизни, осознанно заниматься выбранным видом спорта. Таким образом, ребята начинают постепенно понимать, что активный здоровый образ жизни — это норма.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования в старших классах основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов стала защита итогового индивидуального проекта. Предмет исследования выбирают учащиеся, исходя из своих наклонностей, увлечений, выбора будущей профессии. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы в начальных классах и среднем звене, легче адаптируются к обучению в старших классах. Учащимся, которые связывают свое будущее со спортом, медициной, доклады на «Илларионовских чтениях» помогут в 11 классе создать интересный творческий проект.
В 2023 году приняло участие 39 школьников из 10 школ. Все участники чтений получили сертификаты и благодарности за участие. Победители были награждены грамотами, призами. Эксперты отметили расширение географии участников чтений, наличие во всех докладах элемента исследования. Учащиеся показали умение формулировать гипотезу, понимание сути поставленной проблемы.
В рамках Илларионовских чтений состоялась методическая встреча учителей, тренеров, воспитателей школ Сети здоровья. Проведено 14 мастер-классов, открытых занятий, классных часов.
Огромный интерес и детей, и взрослых вызвали выставки «А.П. Илларионов – пропагандист спорта и ЗОЖ» и «Коллекция значков Д.В. Сыромятникова».
Итоги Илларионовских чтений школьников:
1-4 классы
Лауреат - Билюкин Радослав, Алтанская СОШ им. Н.Н. Матчитова. Доклад ««Плоскостопие киһи доруобуйатыгар буортута.” Руководитель Брызгалова С.Ф.
Секция «Здоровье и здоровый образ жизни»
1 место - Эверстов Арсен, Майинская СОШ им. Ф.Г. Охлопкова. Доклад "Безопасный для здоровья пластилин Play-Doh». Руководитель Чичахова Е.Н.
2 место - Оконешников Юра, Павловская СОШ им. В.Н. Оконешникова. Доклад «Веревочный парк – это здорово!». Руководители Нестерова Т.И., Оконешникова Н.Н.
2 место - Билюкина Лилиана, Алтанская СОШ им. Н.Н.Матчитова. Доклад «Доруобуйа – мин баайым». Руководитель Билюкина В.Г.
3 место - Соловьева Туяра, Павловская СОШ им. В.Н.Оконешникова. Доклад «Чөл олох – доруобуйа төрдө». Руководитель Иванова М.М.
3 место -Аржакова Тася, Майинская СОШ им. Ф.Г.Охлопкова. Доклад «Здоровье наших зубов". Руководитель Чичахова Е.Н.
Секция «Физическая культура и спорт»
1 место-Колесов Арылхан, Харанская ССОШ им. И.Г.Игнатьева. Доклад «Спорт мин дьиэ кэргэммэр». Руководитель Лукина М.С.
2 место - Брызгалов Эрсан, Алтанская СОШ им. Н.Н.Матчитова. Доклад «Мин киэн туттар киhим». Руководитель – Брызгалова С.Ф.
2 место - Никирова Алекса, Павловская СОШ им. В.Н.Оконешникова. Доклад «Роль и польза спортивной аэробики в моей жизни». Руководитель Оконешникова Н.А.
3 место - Петров Витя, Алтанская СОШ им. Н.Н. Матчитова. Доклад «Нэһилиэк киэн туттар киһитэ». Руководитель Билюкина В.Г.
3 место - Степанов Ньургун, Мельжехсинская СОШ им.А.В.Чугунова. Доклад «Игра в шашки в моей семье». Руководитель Сыромятникова Л.Д.
5–11 классы
Лауреат Билюкина Хадиджа, Майинская СОШ им. Ф.Г. Охлопкова. Доклад "Лекарственные растения в моих исследованиях". Руководитель Дмитриева М.В.
Секция “Физическая культура и спорт”
1 место - Васильев Эрхан, Табагинская СОШ им. Р.А.Бурнашева. Доклад «Изготовление и использование нестандартного инвентаря на развитие физических качеств и формирование интереса школьников на уроках физической культуры». Руководитель Ефимов А.А.
2 место - Захарова Амелия, Телигинская СОШ им. А.А. Пахомова. Доклад “Сахалыы остуол оонньууларыгар ситиһиилэрдээх Захаровтар дьиэ – кэргэн”. Руководитель Пахомова Н.В.
2 миэстэ- Степанов Айсен, Мельжексинская СОШ им. А.В Чугунова . Доклад “Мой дед Сыромятников Д.В. – известный коллекционер, пропагандист спорта и ЗОЖ». Руководитель Сыромятнткова Л.Д.
3 место - Гермогенова Лилия, Телигинская СОШ им. А.А. Пахомова. Доклад “Нэһилиэккэ сахалыы остуол оонньууларын сайыннарбыт бастыҥ тренер Антонина Ивановна Федорова”. Руководитель Пахомова Н.В.
3 место - Попова Сахаайа, Алтанская СОШ им. Н.Н. Матчитова. Доклад «Спорт в моей семье». Руководитель Попова А.М.
Секция «Здоровье и здоровый образ жизни»
1 место - Олейникова Лейла, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева. Доклад «Вред и состав электронных и обычных сигарет». Руководитель Сидорова М.П.
2 место - Габышева Милена, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева. Доклад “Исследование вредного влияния насвая на живые организмы”. Руководитель Сидорова М.П.
2 место - Киренский Максим, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева. Доклад “Исследование состава воды и грязи лечебных озёр Абалах и Быччыгынас М-К улуса” Руководитель Сидорова М.П.
3 место - Николаева Диана, Телигинская СОШ им. А.А. Пахомова. Доклад “Хаан – аймах дьонум уһуннук олорууларын кистэлэҥэ”. Руководитель Пахомова Н.В.
3 место - Бурнашев Семен, Харанская ССОШ им. И.Г. Игнатьева. Доклад “Гиподинамия – болезнь цивилизации”. Руководитель Андросова Е.В.
В нашем улусе многие школы проводят улусные чтения имени знаменитых людей своего села. Такие инициативы достойны похвалы, так как участие в различных ученических чтениях дает отличный толчок для дальнейшего развития учащихся в той или иной области знаний. Исследовательская деятельность учит детей мыслить и делать самостоятельные умозаключения, позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивает коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активизирует творческий и интеллектуальный потенциал личности.
МБОУ «Харанская спортивная средняя общеобразовательная школа им. И.Г. Игнатьева»
|