ХХ республиканская педагогическая ярмарка «Сельская школа & Образовательная марка» под девизом «Школа в социокультурном измерении» прошла 8-10 июля 2024 года в местности Урасалаах села Майя Мегино-Кангаласского улуса.
Было зарегистрировано 2176 участников из 31 муниципального района и ГО «Город Якутск». Учитывая количество приглашенных гостей, участников мероприятий-спутников, культурной программы, организаторов и спикеров площадок, педагогов организаций среднего профессионального образования, ветеранов, представителей родительской, ученической общественности количество участников Ярмарки достигло более 4000 человек. В работе Ярмарки приняли участие заместитель председателя правительства РС(Я) Семенов А.А., министр образования и науки РС(Я) Соколова Н.А., заместители министра образования и науки РС(Я) Аргунова А.П., Присяжный М.Ю., депутаты Государственного Собрания Ил Тумэн Николаев Ю.М., Скрябин Т.Н., Никитин З.Н., Голомарева Е.Х., глава МР «Мегино-Кангаласский улус» Тихонов Д.И, главы наслегов МР «Мегино-Кангаласский улус».
По программе Ярмарки работали 28 площадок с охватом 4062 человека. Основной формат деятельности площадок – стендовая защита проектов, по результатам которой разыграно 11 грантов Министерства образования и науки РС (Я), 10 грантов начальников районных управлений образования, 8 призов ООО «СберОбразование», 3 денежных приза АКБ «Алмазэргиэнбанк», ЦПО «Статус». На стендовую защиту было представлено 785 проектов.
Кроме того, на площадках проведено 77 мастер-классов, 16 конкурсов, 14 круглых столов, дискуссий, 3 презентации. На конкурсах участвовало 318 человек, в дискуссиях – 785.
Более 600 участников Ярмарки получили сертификаты о распространении опыта работы, 800 участников Ярмарки получили сертификаты издательства «Айар».
Курсовую подготовку прошли 1217 человек, из них КПК АОУ РС(Я) ДПО ИРОиПК имени С.Н.Донского II – 875, ЦИРО 215, ФГАОУ ВО СВФУ-45, СПО – 52, Института дополнительного профессионального образования и повышения квалификации- 30.
Кроме деятельности площадок на Ярмарке прошли мероприятия-спутники:
- Круглый стол “Консолидация общества в формировании будущего поселений” с участием заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Семенова А.А.;
- Встреча заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Семенова А.А. с участниками деловой игры «Развитие моей малой Родины»;
- Круглый стол директоров РС (Я) и комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты РС (Я);
- Круглый стол «Перспективная программа развития системы образования Республики Саха (Якутия)»;
- Семинар-совещание с финансово-экономическими службами управлений образованием муниципальных районов и городских округов;
- Круглый стол “Актуальные проблемы инженерно-технологического образования”;
- Стратегическая сессия «Сферум как инструмент образования: Стратегическая сессия Республика Саха (Якутия)»;
- Круглый стол "Обсуждение структуры и содержания учебного курса "Семьеведение”;
- Подписание Соглашения о взаимном сотрудничестве по профильным фирменным классам ГБПОУ «Жатайский техникум»;
- Презентация книги из серии «Мин улууһум киэн туттар дьоно» Ильи Романовича Назарова.
По организации и содержанию деятельности площадок, мероприятий-спутников необходимо отметить следующее:
-Заинтересованность законодательной и исполнительной власти региона в неформальном общении с представителями педагогической общественности, поддержке их образовательных инициатив;
-Рост количества общественных организаций и общественно-профессиональных сообществ с образовательными инициативами (Партнерство политехнических школ РС(Я), Клуб “Воспитатель года”, Союз отцов ДОУ РС (Я), ООО «Лига отцов РС (Я)», Общественное объединение “Ийэ тыл”, Республиканская общественная организация “Ийэ тыл кэскилэ”, Детское объединение “Күн”, Общественное добровольческое движение «Волонтеры Саха», Региональное общественное движение «Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РС (Я), Союз детских общественных объединений РС (Я), районное методическое объединение педагогов-библиотекарей МР «Мегино-Кангаласский улус» и др.);
-Стремление образовательных организаций республики презентовать опыт своей работы в рамках площадок в качестве организаторов и соорганизаторов (МБДОУ «Нижне-Бестяхский детский сад «Сказка»», МБОУ «Павловская СОШ им. В.Н. Оконешникова», МБОУ «Тюнгюлюнская СОШ им. А.С.Шахурдина», МБОУ «Майинская СОШ им. В.П.Ларионова, МБОУ «Харанская СОШ им. И.Г.Игнатьева» МР «Мегино- Кангаласский улус», МБДОУ «ЦРР детский сад «Улыбка» им. П.И. Борисовой» МР «Чурапчинский улус», ГБОУ РС(Я) Жатайский техникум, ГБОУ РС (Я) «Экспериментальная школа-интернат «Арктика», ГБОУ РС (Я) «Якутская кадетская школа-интернат»);
-Поддержка образовательных инициатив со стороны внебюджетных фондов, некоммерческих организаций, бизнес-структур (НФ «Бар5арыы», Николаев-центр, ПАО «Сбербанк», АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО, ООО «ЦПО «Статус»», ООО «Арктик- капитал», ООО «Хоту-тент», ИП «Аква Аман», АО «Авиакомпания «Якутия», издательство «Айар» и др.);
-Рост активности педагогов в участии в конкурсах профессионального мастерства в рамках Ярмарки (Конкурс управленческих команд, конкурсы «Научно-методическое сопровождение педагогов: новые вызовы», «Лучший учитель-методист», «Лучший цифровой педагог Якутии», «Педагог кочевого образования», «Библиотекари- навигаторы семейного чтения», «Олонхолоох холбука» и др.);
-Второй год успешно проводится конкурс «Лучший штаб воспитательной работы» в рамках площадки РРЦ РС (Я) "Навигаторы детства", "Движение первых" РС (Я) «Создавай, формируй, реализуй»;
-Высокий личностный потенциал педагогов и родительской общественности республики, проявленный на культурных мероприятиях площадок Ярмарки (конкурс среди отцовских команд «Бигэ туруктаах а5а- дьиэ кэргэн тирэ5э», конкурс «Лучший отцовский пример», турнир по версии «Биатлон ЖИПТО по стрельбе из лука», флешмоб патриотических песен «Споемте, друзья», пленэр конкурс «Сайын кэлиитэ», шахматный турнир, чемпионат по чтению, чтение стихов поэтов – участников СВО «Время выбрало нас» и т.д.);
-Недостаточное количество проектов по среднему профессиональному образованию, воспитательной работе в ходе виртуального этапа Ярмарки и заявочной кампании, что привело к таким последствиям, как невостребованность проектов по воспитательной работе на площадках, неприсуждение Гранта МОиН им. Брызгалова Р.И. на площадке ГАУ ДПО РС (Я) Институт развития профессионального образования «СПО-путь к успешной карьере».
По результатам деятельности площадок, мероприятий-спутников ХХ республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа & Образовательная марка» «Школа в социокультурном измерении» отмечены следующие тенденции в системе образования Республики Саха (Якутия):
- Образовательные инициативы (проекты) соответствуют государственной политике в области образования, реализуемой в Республике Саха (Якутия), в том числе через государственные программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия)», «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и др.;
- Вопросы качества образования ставятся в зависимость от степени соответствия требованиям социума, от наличия таких ресурсов, как кадры, профильные школы, цифровые ресурсы;
- Одной из актуальных задач современного образования является формирование функциональной грамотности. Отмечается возрастающий интерес образовательных организаций к данной теме, рост числа педагогов, представивших свои проекты. Педагоги республики находятся в активной деятельности по осмыслению и фиксации методических приемов и педагогических технологий для реализации работы по формированию функциональной грамотности;
- В дошкольных образовательных организациях приоритетными направлениями остаются обучение и воспитание на родном языке, сохранение родного языка и национальной культуры, развитие речи детей раннего возраста, духовно -нравственное развитие, патриотическое воспитание, взаимодействие с социальными партнерами, художественно -эстетическое развитие, повышение двигательной активности детей. В связи с введением ФГОС дошкольного образования становится актуальным реализация инвариативной части ФОП на родном языке и вариативной части через сохранение и приобщение детей к культуре народа, сказок, олонхо, народных игр, ознакомление с местными писателями, художниками;
- Во многих проектах педагогов и общественности поднимаются проблемы сохранения традиционного уклада жизни народа саха и коренных малочисленных народов Севера, сохранения якутского языка и языков КМНС, преподавания родных языков в дошкольном и общем образовании, профессиональной подготовки обучающихся в старшем звене, развития кочевого образования. Педагоги предлагают пути решения проблем, существующих в муниципальных районах: приобщение детей и молодежи к традиционной культуре и формирование их нравственных и духовных ценностей, обеспечение преемственности поколений в сохранении родного языка и духовной культуры, создание кочевых детских садов и школ. Ставится вопрос приобщения детей к чтению в школе и семье, в частности развития детской литературы на якутском языке и языках КМНС;
- Расширяются механизмы участия общественности в управлении образованием. На основе анализа социокультурной ситуации разрабатываются образовательные, социальные проекты, имеющие реальное влияние на социально- экономическое развитие сельских поселений, муниципалитетов: это проекты по патриотическому, трудовому воспитанию, приобщению детей к бизнесу, сохранению языков, развитию межнациональной коммуникации и культуры, работе с родителями;
- Модернизируется содержание политехнического и агротехнологического образования. Практикоориентированные проекты соответствуют современным вызовам: создание производственных линий мясной и рыбной продукции, овощей, ягод, яиц домашней птицы, разработка и создание технических средств, облегчающих жизнедеятельность в сельской местности, профориентационная работа, ранняя профилизация, организация профессиональных проб;
- В воспитательной работе актуальным и социально значимым является деятельность Штабов воспитательной работы. Региональный смотр-конкурс «Лучший штаб воспитательной работы» способствует обобщению, анализу и популяризации передового опыта лучших Штабов воспитательной работы.
- Понимается ответственность образовательных организаций за жизнь и здоровье детей, формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта.
Между тем, имеются отдельные проблемы в системе образования республики и районов:
- Не разработаны механизмы создания и деятельности муниципальных методических служб, отсутствуют актуальные нормативные документы по методическому сопровождению педагогов, отвечающие требованиям времени;
- Существует чрезмерная административная нагрузка заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, что ведет к снижению качества методической работы в школе;
- Не созданы достаточные условия формирования функциональной грамотности в образовательных организациях, в том числе методическое сопровождение по формированию функциональной грамотности, создание дидактических, методических материалов и оценочных средств по формированию и развитию функциональной грамотности;
- Нет преемственности между детским садом и школой в организации физкультурной работы, неполная штатная единица инструктора в ДОУ.
От участников Ярмарки на отдельных площадках поступили конструктивные предложения:
- Создать при Министерстве образования и науки РС(Я) постояннодействующий Комитет или НКО по организации и проведению Ярмарки;
- Создать районные методические кабинеты как в советское и постсоветское время;
- Обозначить схематическую структуру взаимодействия регионального методиста и муниципальных методических служб, направления их деятельности и реализуемые мероприятия по единому адвент-календарю;
- Развивать взаимодействие муниципального и регионального сегмента методического сопровождения с другими профессиональными сообществами, в т.ч. с сетевыми и общественными организациями (клубами, ассоциациями и пр.);
- Реализовать проект «Квартал молодости» по созданию пространства для генерирования идей, обмена опытом, коучинга, обогащению деятельности Ассоциации молодых педагогов содержательной работой по формированию и совершенствованию предметной, методической компетентности молодых учителей по их запросам;
- Рассмотреть возможность интеграции профессионалов, разрабатывающих учебные, методические и оценочные программы и материалы для общеобразовательных школ, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности, комплексного подхода к качественному управлению развитием функциональной грамотности со стороны ОО, трансляции положительного опыта инновационной деятельности по формированию и развитию функциональной грамотности;
- Обновить концепцию психоло-педагогических классов в Республике Саха (Якутия), создать сообщество педагогов сети ППК(Г), провести ребрендинг ППК(Г);
- Совместно со СберОбразованием к августовскому совещанию выйти к подписанию соглашения региона в качестве пилотного, определить содержание, количественный и качественный охват участников пилотного проекта;
- Распространить лучший опыт взаимодействия Штабов воспитательной работы с первичными отделениями Движения Первых, поддержать предложение участников конкурса о внесении Регионального смотра-конкурса «Лучший штаб воспитательной работы» в рейтинг лучших общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия);
- Создать условия для введения нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины», обеспечить кабинеты ОБЗР тирами;
- Обеспечить ДОУ полными ставками инструкторов по физической культуре, увеличить количество часов по физкультуре;
- Создать условия для привлечения общественности, социума в формировании жизненных компетенций учащихся;
- Включить в воспитательные планы образовательных организаций мероприятия, направленные на формирование будущего родных территорий;
- Провести деловую стратегическую игру «Развитие моей малой Родины» во всех образовательных организациях РС(Я);
- Сформировать команды управления развития будущим своих поселений из числа учащихся и молодежи;
- Провести анализ социокультурной ситуации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) учащимися для осознания сегодняшнего состояния малой родины;
- Формировать муниципальный заказ через включение в вариативную часть ФГОС (внеурочную деятельность) занятий для формирования компетентностей учащихся, необходимых для проживания в данном регионе;
- Разработать и внедрить новые механизмы, технологии развития сельских поселений;
- Разработать и внедрить новое положение аттестации глав сельских поселений, руководителей образовательных организаций;
- Обеспечить информационно-мониторинговое сопровождение развития поселений;
- Создать в поселениях общественные советы «ТОБУЛ», «Ил турук».
По итогам Ярмарки присуждены:
Гранты Министерства образования и науки Республики Саха(Якутия)
№
|
Наименование площадки
|
Наименование гранта МОиН РС(Я)
|
МР
|
ОО
|
Проект
|
1.
|
Будущее моей малой родины
|
“Школа в социокультурном измерении” им. Андреева Георгия Петровича
|
Чурапчинский
|
Хадарская СОШ
|
“Аныгы алаас хаьаайына”
|
2.
|
Управление повышением качества образования
|
“Управление качеством образования” им.
Анисимова Андрея Николаевича
|
Чурапчинский
|
Хатылынская СОШ
|
«Инновационный образовательный кластер» «Школа роста - нейростарт СИТИМ»
|
3.
|
Функциональная грамотность - вызов для образования
|
“Функциональная грамотность: учимся для жизни” им.
Дьяконовой Матрены Петровны
|
Мегино-Кангаласский
|
Тюнгюлюнская СОШ (Сотникова О.Н., Баишева Л.А.)
|
«Развитие функциональной грамотности школьника-условие повышение качества образования»
|
4.
|
АгроТехноПолис
|
“АгроТехноПолис” им.
Чугунова Афансия Васильевича
|
Кобяйский
|
Танаринская СОШ
|
«Привитие навыков традиционной хозяйственной деятельности – рыболовства на примере карася якутского»
|
5.
|
Детский сад - пространство доверия и поддержки
|
“Детский сад - пространство доверия и поддержки” им.
Поповой Матрены Афансьевны
|
Таттинский
|
ЦРР- детский сад №2 “Сулусчаан”
|
“Сулусчаан - о5о сайдар биьигэ”
|
6.
|
Единое экологически-ориентированное образовательное пространство детского сада и школы как основа формирования духовно-нравственных ценностей
|
“От экологического образования – к экологической культуре” им.
Габышевой Пелагеи Егоровны
|
Вилюйский
|
ЦРР- детский сад “Чуораанчык” г. Вилюйска
|
|
7.
|
Вместе ради будущего: Центр принимает гостей!”(Инклюзивное образование)
|
“Разные возможности- равные права” им.
Назарова Дмитрия Федоровича
|
Хангаласский
|
Покровская СОШ №3
|
“Инклюзивный центр “ПРИВЕТ”
|
8.
|
Деревня мастеров
|
“Трансформация традиционных ремесел в современный образовательный процесс” им. Чаҕылысова Иосифа Ионовича
|
Мегино-Кангаласский
|
УПЦ (Романов Л.А.)
|
“Сегментная технология изготовления утвари”
|
9.
|
Здоровьесбережение
|
“Спорт. Здоровье. ЗОЖ” им.
Васильева Иннокентия Тихоновича
|
Горный
|
Бердигестяхская СОШ им. С.Данилова
|
“Кубок саха фиджитал”
|
10.
|
Виртуальный этап
|
|
ГО «г.Якутск»
|
МОБУ “Айыы кыьата”
|
Медиастудия “Айыы алаьата”
|
11.
|
|
Золотой дебют
|
Таттинский
|
Харбалахский детский сад «Кэскил»
|
«Информационный агро-комплекс «Унугэсчээн» для детей дошкольного возраста.
|
12.
|
|
Лучший образовательный проект среди Арктических улусов
|
Эвено-Бытантайский
|
«Кустурская СОШ имени Слепцова»
|
|
Гранты начальников районных управлений образования
№
|
Название площадки
|
МР
|
ОО
|
Проект
|
Сумма
|
1
|
АгроТехно
Полис
|
Мегино-Кангаласский
|
Майинская СОШ им. В.П.Ларионова
|
«Развитие политехнологического образования в сельской агрошколе»
|
15000
|
2.
|
АгроТехно
Полис
|
Мегино-Кангаласский
|
Майинский лицей
|
«Центр развития инженерно-технических компетенций для учащихся школ Мегино-Кангаласского улуса»
|
15000
|
3.
|
Единое экологически-ориентированное образовательное пространство детского сада и школы как основа формирования духовно-нравственных ценностей
|
Оленекский
|
Детский сад «Эннэкээн»
|
«Орончикаан»
|
15000
|
4.
|
Вместе ради будущего: Центр принимает гостей!”(Инклюзивное образование)
|
Намский
|
2 Хомустахская СОШ
|
«Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и с ОВЗ в сельской школе»
|
15000
|
5.
|
Деревня мастеров
|
Мегино-Кангаласский
|
Майинская СОШ им. В.П.Ларионова
(Соловьева М.С.)
|
Победитель конкурса “Иис-уус”
|
15000
|
6.
|
Деревня мастеров
|
Горный
|
Максимов Н.Ф., Осипов В.И.
|
Победители конкурса “Уран уус”
|
15000
|
7.
|
Здоровье
сбережение
|
Кобяйский
|
Кобяйская СОШ
|
«Создание развивающих деревянных игр и головоломок «Играй и развивайся»
|
15000
|
8.
|
Семья и книга
|
Намский
|
Намская СОШ №2
|
«Мобильное приложение «Аа5ар алаас», «Сайын сайдын»
|
15000
|
9.
|
Өксөкүлээх алгыстаах санаалара – норуоту түмэр күүс
|
Мегино-Кангаласский
|
Павловская СОШ
|
“Өксөкүлээх алгыстаах санаалара – норуоту түмэр күүс”
|
|
10.
|
Арктическое образование в едином образовательном пространстве
|
Оленекский
|
Оленекская СОШ
|
«Профессиональное обучение как одно из условий социализации старшеклассников в условиях Арктики»
|
15000
|
11.
|
Педагогическая общественность в помощь СВО
|
Мегино-Кангаласский
|
Майинская СОШ им. Ф.Г.Охлопкова
|
«Дорога памяти»
|
15000
|
12.
|
Муниципальные методические службы: смена парадигмы
|
Верхне-Вилюйский
|
ИМО РУО
(Ефремова У.В.)
|
«Флагманы методического мастерства»
|
15000
|
Грант Главы муниципального района «Мегино-Кангаласский улус»
Дмитрия Ивановича Тихонова
№
|
Название площадки
|
МР
|
ОО
|
Проект
|
1
|
Өксөкүлээх алгыстаах санаалара – норуоту түмэр күүс
|
Чурапчинский
|
Чакырская СОШ
|
«Төрүт ситим Олоҥхонон – төрүт нэһилиэстибэ үөрэҕинэн тыа сиригэр үлэни-хамнаһы тэрийии»
|
Спонсоры площадок ХХ республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа & Образовательная марка»
№
|
Название площадки
|
Организация
|
Руководитель
|
1
|
«А.Е.Кулаковскай-Өксөкүлээх Өлөксөй алгыстаах санаалара - норуоту түмэр күүс»
|
ООО "АРКТИК КАПИТАЛ"
|
Евсеев Матвей Николаевич
Гурьев Василий Михайлович.
|
2
|
ИП "Аква Аман"
|
Гурьев Петр Михайлович
|
3
|
ХЭТ ХОТУ ТЕНТ
|
Махатыров Афанасий Спиридонович
|
4
|
Николаев-центр
|
Семенов Юрий Иванович
|
5
|
«Ийэ тыл-оҕо, төрөппүт, иитээччи, учуутал»
|
Национальный фонд «Бар5арыы»
|
Постников Афанасий Васильевич
|
6
|
Арктическое образование в едином образовательном пространстве
|
Национальный фонд «Бар5арыы»
|
Постников Афанасий Васильевич
|
7
|
ГБОУ РС (Я) «Экспериментальная школа-интернат «Арктика»
|
Руфова Мария Николаевна
|
8
|
Создавай, формируй, реализуй
|
СП «Село Майя»
|
Неустроев Алексей Иннокентьевич
|
9
|
АО «Авиакомпания «Якутия»
|
Винокуров Андрей Семенович
|
10
|
ПАО «Сбербанк»
|
|
11
|
ЦДОД «Кэрэли»
|
Охлопкова Александра Альбертовна
|
12
|
Единое экологически-ориентированное образовательное пространство детского сада и школы как основа формирования духовно -нравственных ценностей
|
Малая академия наук
|
Павлов Василий Климович
|
13
|
Цифровая школа+IT – повышение финансовой грамотности детей
|
АКБ “Алмазэргиэнбанк” АО
|
Долгунов Николай Николаевич
|
14
|
ООО “ЦПО “Статус””
|
Кычкин Николай Николаевич
|
15
|
Педагогика творчества
|
Издательство “Айар”
|
Егоров Август Васильевич
|
|