Развитие сетевого взаимодействия школ с политехнической направленностью в условиях социально-экономических изменений Мегино-Кангаласского района.
Колмакова Ольга Васильевна, председатель совета Сети,
Андросова Евгения Иннокентьевна, координатор деятельности Сети.
Приход железной дороги поставил социально-экономическое развитие улуса на инновационные «рельсы развития» – открытие предприятий промышленности, создание новых производств, развитие инфраструктуры и инвестиций в человека, вследствие которых Мегино-Кангаласский сельскохозяйственный улус постепенно будет трансформироваться в промышленный. Переход на инновационный путь развития требует воспитания личности созидательного, творческого типа. Сформировать такую личность могут по-настоящему деятельные, продуктивные формы и методы социальной практики, формирующие в будущем кадры с инженерно-техническим мышлением и просто конкурентоспособного человека в условиях рыночных отношений.
В 2011 году, сделав анализ социокультурной ситуации в поселке, Нижне-Бестяхская СОШ №2 инициировала проект «Сетевое взаимодействие школ вдоль железной дороги Мегино-Кангаласского района», который сразу был успешно защищен перед экспертным советом Министерства образования РС (Я) и стал республиканской инновационной площадкой. Проект был направлен на решение следующих актуальных проблем и противоречий развития образования в улусе: отсутствие анализа социокультурной ситуации наслегов в преддверии больших социально-экономических изменений; консолидации ресурсов школ близлежащих к железной дороге; спад качества преподавания предметов физико-математического цикла; недостаточное практическое применение научных знаний в процессе обучения; низкий уровень преподавания технологии, черчения; несоответствие материально-технической базы школ для введения высокотехнологичного оборудования в обучении; недостаточный уровень технического творчества; отсутствие школ политехнической направленности.
Сегодня проект реализован на базе десяти общеобразовательных учреждений и двух центров технического творчества с охватом более 3000 обучающихся. Нижне-Бестяхская СОШ №2 является Ресурсным центром политехнических школ. Именно с нее в улусе начиналась робототехника, ресурс обучения черчению и технологии, введение физического моделирования. В Павловской СОШ им. В.Н. Оконешникова реализуется опыт обучения черчению, организуется профориентационная работа, в Техтюрской СОШ - программа цифровой электронной школы, функционирует Техтюрский Центр технического творчества, в Тюнгюлюнской СОШ разрабатывается надпредметная оценка качества обучения (сатабыл), в Нижне-Бестяхской СОШ №1 вводятся основы проектирования, Майинский лицей является центром по работе с одаренными детьми, Майинская СОШ№1 им.В.П.Ларионова разрабатывает модели технических профориентационных выборов и бизнес – предпринимательства. Дуальное образование успешно реализуется в УПЦ с.Майя, математическое образование в улусе зарождалось в Бютейдяхской СОШ и школа восстанавливает традиции.
Стратегической целью данного инновационного проекта являлось создание Сети политехнических школ с развитием системы подготовки инженерных и научных кадров в приоритетных областях науки и техники, с широким использованием современных технологий. Основные задачи Проекта на сегодня успешно решены: разработаны способы формирования общественно-гражданского заказа на политехнизацию образования; реализуется задача обновления содержания образования с предметного на деятельностно-продуктивное, происходит интеграция основного и дополнительного образования, доступность качественного образования в сетевом взаимодействии; совершенствование образовательных процессов за счет широкого применения новых информационных и современных технологий; изучены кадровые ресурсы в сети и привлекаются специалисты, компетентные лица для формирования политехнизации образования, внутренних и внешних ресурсов сети и использования ресурсов договорных предприятий и ведомств; социализация личности через взаимодействие в социуме сети, расширение предпринимательской деятельности школ сети и привлечение обучающихся к бизнес-проектам.
Проект был рассчитан на 5 лет и сегодня сеть активно функционирует, включена в качестве одного из приоритетных направлений в программу «Мэнэ Кэскилэ - 5», а также в «Мэнэ Кэскилэ - 6». Успешно работают проекты: «Школьный технопарк» (в 2016 году на выставке среди республиканских школьных технопарков наш технопарк занял почетное II место после Саха политехнического лицея); проект «Производственные предприятия Мегино-Кангаласского улуса и политехническое образование» был успешно презентован на муниципальном семинаре в 2014 году. С этого времени политехнические школы вплотную работают с производственными предприятиями, учителями разработаны рабочие программы элективных курсов и спецкурсов по производственным процессам. В летнее время вот уже третий год активно проводится экспедиция по промышленным предприятиям Южной Якутии и Центральной Якутии. В проведении экспедиции с профориентационной направленностью огромную организационную помощь оказывает нам зам.главы МР Белолюбский Е.Е. На республиканском форуме «Сельская школа. Образовательная марка», проведенном в с.Майя в 2015 году выставка и секция «Политехнические школы Мегино-Кангаласского улуса» получили Грант начальников управлений образования РС (Я) и одобрение министерства образования РС (Я). Разработана комплексно-целевая программа развития сети, дорожная карта, ежегодные планы мероприятий сети. В сети постоянно работают семинары подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике, черчению, робототехнике для учителей и обучающихся; проводятся выездные консультации, оказывается методическая помощь учителям, выездные семинары. Учителя физики школ сети Ченянова Е.М., Скрябина А.С., Никитин П.С. стали обладателями Гранта «Лучший учитель России» и Гранта Главы РС (Я), учителя черчения Шестаков П.П., руководители кружков по робототехнике Кычкин В.В., Сергеев Н.Н. первыми начали занимать детей и увлекли робототехникой; Винокурова Т.Е. разработала пропедевтическую программу по физике и химии, Пинигина Л.Н., Канаева Н.Т., Зидгенидзева О.Е. – руководители творческих кружков по бумажной пластике, изделиям из конского волоса, валяния шерсти; Ильина Е.Н. по мониторингу деятельности и компетентностного подхода; Ощепков А.С., Андреева И.Н., Самойлов А.Ф. – учителя технологии, руководители экспедиции по производственным предприятиям Южной и Центральной Якутии и другие.
Оценка эффективности результативности программных мероприятий осуществляется системой целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритетные направления, такие как повышение качества образования учащихся через создание образовательной среды в школах политехнической направленности. (Сдача ЕГЭ в политехнических школах по предметам математика, физика, химия, русский язык, а также успешная социализация выпускников (% социализированных учащихся.); повышение профессионального уровня и педагогического мастерства учителей (% увеличения количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки; уровень удовлетворенности родителей как заказчиков образования ребенка), создание условий для самовыражения и самореализации учащихся (увеличение доли участия в технических выставках, в политехнических олимпиадах, разработка моделей, проектов и др.), укрепление и расширение связей со школами, вузами, ведомствами и предприятиями - социальными партнерами; функционирование сети школ политехнической направленности. Социальными эффектами считается развитие у выпускников творческих способностей, необходимых для конкурентоспособности на расширяющемся рынке труда, усвоение политехнических знаний и умений, трудового обучения, технических навыков, функциональную грамотность человека, для непрерывного совершенствования образования. В качестве экономических эффектов мы считаем то, что в рамках проекта развита материально-техническая и методические базы для подготовки специалистов в области технических специальностей, необходимых для развития улуса и региона; созданные материальные ресурсы дадут возможность для проведения серьезных научно-исследовательских работ в этой области; развитие предпринимательской деятельности и создание бизнес-планов учащихся и учителей сети; системная профориентационная работа по подготовке инженерных и научных кадров. В сфере управления эффекты мы видим в создании новой организационной работы сети политехнических школ улуса с основой проектного управления, а также отрабатывается система работы с педагогическими кадрами, являющимися ведущими в области политехнического образования.
С 5 по 8 декабря в Мегино-Кангаласском улусе прошли юбилейные мероприятия, посвященные 5-летию создания сети политехнических школ в Мегино-Кангаласском улусе. В рамках этих мероприятий организован I улусный чемпионат профессионального мастерства «JuniorskillsRussia - 2016» по 8 компетенциям (системное администрирование, аэрокосмическая инженерия, робототехника, гончарное дело, столярное дело, конский волос, швейное дело, макетирование). Всего приняло участие более 100 обучающихся улусных школ.
В Майинском лицее проведен I улусный политехнический турнир «Эврика» для 8-9 классов по метапредметным умениям в 2-х этапах: домашнее лабораторное задание (3 эксперимента) и очный турнир по политехническому направлению (математика, физика, химия). I место заняли обучающиеся Нижне-Бестяхской СОШ №2, второе – Бютейдяхская СОШ.
На метотурнире, проведенном Майинским лицеем для школ сети, победу одержала опытная команда Бютейдяхской СОШ, второе место – Тюнгюлюнская команда, третье – команда Нижне-Бестяхской СОШ №2. Методтурнир, как чемпионат и форма повышения квалификации очень импонировала всем участникам. Победитель будет защищать честь сети политехнических школ на улусном чемпионате.
Далее в рамках юбилейных мероприятий проведены мастер-классы обучающихся «Умею. Понимаю. Знаю. Могу научить других», на которых проводилось обучение компетенциям самими ребятами по робототехнике, ракетостроению, валянию, созданию видеороликов по программе Sony-Vegas, созданию изделий из «Конского волоса» и другим. Школы и центры поставили выставку изделий по техническому и прикладному направлениям.
Проведена презентация книги к 5-летию сети ПШ «Политехническое образование: новое время, новые возможности», в которой осмыслен опыт учреждений, опубликованы проекты, исследовательские работы обучающихся, инновационный опыт учителей. Презентация книги прошла на высоком методическом уровне. Присутствовали представители Министерства образования и науки РС(Я) Шарина С.В., ИРО и ПК им. Донского (нач. отдела Санникова Д.Н.), республиканского Некоммерческого Партнерства ПШ (директор Саха лицея г. Якутска Тимофеева Н.К., зам.директора Н.И. директор политехнической школы №2 г.Якутска Семенов А.К., представители науки от СВФУ (Максимов В.В., директор Малой компьютерной академии СВФУ), зам.главы по социальным вопросам МР «Мегино-Кангаласский улус Птицын И.П., зам начальника МКУ «Управление образования Мегино-Кангаласского улуса» Тимофеева В.А., нач. отдела Попова Т.С. и другие.
На круглом столе, обсуждавшем факты и перспективы политехнического образования, выступали все представители, гости, директора ОУ. Круглый стол вынес следующую резолюцию:
- Вести усиленную работу по формированию технологической культуры и проектно- технологического мышления обучающихся в свете «Концепции тех-нологического образования РФ»
- Для подготовки местных кадров инженерно-технических и рабочих специальностей в условиях Крайнего Севера необходима государственная поддержка развития сети политехнических общеобразовательных учреждений в республике. Активизировать сетевое взаимодействие и реализацию дополнительных образовательных программ с использованием дистанционных технологий по инженерно-техническим и рабочим специальностям.
- Внести дополнение и изменение в Закон «Об образовании РС (Я)» пункт «Общеобразовательное учреждение с политехнической направленностью».
- МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования» принять во внимание оснащение и обогащение инновационной инфраструктуры политехнических ОУ в свете Программы Министерства образования и науки РФ на 2013 -2020 гг. за № 336 от 30.03.2016 г. «Перечень средств обучения и воспитания…» (школьные технопарки, медиатеки, мастерские, информационное оснащение ОУ и др.)
|