12 мая 2017 г. на базе МБОУ «Майинский лицей» состоялся Проектный семинар по сетевым образовательным программам. На семинаре приняли участие 25 педагогов из 12 образовательных организаций и РУО. Были представлены все сети ОО, кроме агротехнологических.
В программе:
- Мастер- класс по сетевым образовательным программам МБОУ «Майинский лицей»;
- Экспертиза СОП.
Мастер класс провели педагоги Центра дистанционного образования «Сайдыс» Нестерева Нарыйа Филипповна и Бугаева Ирина Иннокентьевна. Они ознакомили участников семинара с сетевыми образовательными программами, реализуемыми ЦДО: "Эксперимент – критерий истины", курс по подготовке к основному государственному экзамену по физике «Экспериментальные задания ОГЭ», политехнический турнир «Эврика», «Юные математики и физики». Далее, участники семинара в группах разработали модели сетевых образовательных программ по научно- исследовательской работе, подготовке к олимпиадам и дистанционному обучению. В частности, были предложены модели «Научная школа», «Открытая школа по предметным областям», «Виртуальный класс», обозначены их цели и задачи. В реализации всех моделей сетевой образовательной программы основная роль принадлежит сетевому учителю, который должен явиться не только автором программы, но и организатором процесса погружения в предмет деятельности, дистанционных консультаций, сетевых событий, разработчиком КИМ и критериев мониторинга, тьютором учителей- предметников других школ и индивидуального сопровождения учащихся. Как сетевое событие данных моделей предложены форматы Школьной предметной недели, летних и каникулярных школ, научных конференций, онлайн- форумов, семинаров, вебинаров, проектов, экспедиций, экскурсий, олимпиад.
На экспертизу участников семинара были предложены проекты сети этнопедагогических школ: «Сетевая основная образовательная программа этнопедагогических школ», «Сетевые образовательные программы ВУД». Проанализировав социокультурную ситуацию наслегов, материально- технические, кадровые, психолого- педагогические, информационно- методические условия ОО проектанты предложили курсы в формате каникулярных школ по всем направлениям ВУД. Эксперты- участники семинара задали ряд вопросов и высказали свои замечания и предложения.
В обсуждении проблем сетевого взаимодействия ОО и реализации сетевых образовательных программ выступили: Харитонов С.А. (Майинский лицей), Попов Н.Ф.(Техтюрский ЦДЮТТ), Илларионов А.П.(Харанская СОШ), Андросова Е.И. (Нижне- Бестяхская СОШ №2), Сотников В.Е.(Тюнгюлюнская СОШ), Павлова М.Г.(Маттинская СОШ), Балаганчикова Т.Я., Попова Т.С., Сидорова Т.В. (РУО).
Участники семинара пришли к выводу, что в МР «Мегино- Кангаласский улус» накоплен достаточный опыт сетевого взаимодействия ОО, действуют 5 сетей ОО. Но взаимодействие, в основном, происходит на уровне мероприятий и реализации отдельных проектов. Задачи, поставленные Образовательной инициативой РС(Я) -2030 «Образование, открытое в будущее», диктуют образовательным организациям разнообразить образовательные программы, перейти от унифицированных образовательных программ к сетевым индивидуальным образовательным программам. В системе образования МР реализуются проекты, практически готовые перейти к статусу сетевой образовательной программы. Для этого имеется достаточный кадровый и методический потенциал. Основная проблема заключается в отсутствии механизмов финансирования сетевых индивидуальных образовательных программ. Не дожидаясь разрешения данной проблемы, можно и необходимо начинать разработку и реализацию СОП в форме волонтерства и крауд-сорсинга. Это позволит апробировать реализацию СОП и подготовиться к массовому внедрению СОП в образовательный процесс. Таким образом, в Мегино- Кангаласском районе назрела необходимость перехода от сети образовательных организаций к сети образовательных программ и сетевой образовательной программе. Реализация СОП возможна не только в предметных областях, но и во ВУД, социальной практике, детском общественном движении. Такой переход требует новых содержательных и управленческих решений как со стороны образовательных организаций, так и районного управления образования.
Сидорова Т.В. |