|Регистрация|Вход| Приветствую Вас Гость |RSS
РАЗДЕЛЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ТЕСТЫ
ФОРУМЫ
АРХИВ САЙТА
ПОИСК
Главная » 2015 » Октябрь » 20 » Дневник делегата съезда
11:50
Дневник делегата съезда

Дневник делегата съезда

5 октября  в России в 50-й раз отметили День учителя. В этот день в г. Якутске открылся XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия). 90 лет назад, в 1925 году  состоялся  I Всеякутский съезд учителей. На нем присутствовало 49 делегатов. Из них только один имел высшее образование. Только что закончилась гражданская война, надо было восстанавливать школы и ликвидировать неграмотность. Среди коренного населения было всего 5,7% грамотных.

Это интересно

Из материалов I Всеякутского съезда учителей

Учительство - надежная опора власти и партии в деле совершения культурной революции в нашей стране. Хозяйственный и политический подъем идет правильно. Якутия стоит на путях экономического возрождения, но перед нами, партией и властью, стоят задачи внедрения социалистических ростков в улусы и деревни. Именно здесь учительство должно проявить свою энергию и приложить все свои знания. Без учителя нельзя поставить хозяйство улусника. Это должно быть учтено учительством Якутии.

Наша школа должна быть общественной. Нужно развернуть стены наших школ шире по проведению культурной работы среди населения, вести через школу общественно-полезные работы.

Национальный учитель ответственен за создание национальной школы.

Вопросы якутизации, вопросы подъема культуры якутского народа серьезно возлагаются на плечи национального учителя, разрешение их через национальную школу. Задачи громадны и задачи вдвойне ответственны.

        Муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» на съезде представляла  делегация в составе 33 учителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования, родителей, руководителей. Наша делегация была самой многочисленной из всех делегаций районов.

        В рамках мероприятий, посвященных XIII съезду учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия), 5 октября, в День учителя, прошла Встреча делегатов съезда и общественности у памятника УЧИТЕЛЮ на площадке Педагогического института СВФУ имени М.К.Аммосова. На открытии мероприятия со словами приветствия и поздравления к участникам встречи обратились Ю.С.Куприянов, руководитель Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я), Григорьева А.А., председатель Постоянной комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по образованию, науке, здравоохранению, Кондратьев Э.В., первый заместитель министра образования, Федоров М.П., проректор СВФУ по педагогическому образованию. Они подчеркнули, что профессия Учителя – одна из самых уважаемых и ценимых в обществе. Еще в 17 веке Я.А. Коменский писал, что Учителю «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Действительно, именно от нас, общественности в целом, учителей, педагогов зависит, какими войдут дети во взрослую жизнь, как быстро и качественно будет обновляться, развиваться и реализоваться образование сегодня. Студентка ПИ СВФУ Герасимова Алина, отличница учебы, отмеченная переходящим символом педагогики - колокольчиком, прочитала на якутском языке замечательное стихотворение, каждая строка которого  говорила о глубоком уважении к профессии учителя.

          «Столичное образование встречает делегатов съезда». Свои  двери гостеприимно распахнули 27 образовательных учреждений г. Якутска. Они показали опыт своей работы своим коллегам из муниципальных районов.  Особый интерес делегатов съезда вызвали  темы транслируемого опыта: «Инновационные подходы дополнительного образования в условиях модернизации» Дворца детского творчества, «Зеркало инновационных преобразований» школы №2, «Управленческая модель реализации ФГОС в основной школе» школы №5, «Политехническое образование в современных условиях как фактор интеграции общего, дополнительного и профессионального образования» Саха-политехнического лицея, «Школа- центр поликультурного образования» школы №26, «Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей» ЦРР- детского сада №89 «Парус», «Организация предметно- развивающей среды» детского сада №17 «Кунчээн» и др.  Я побывала в школе №23, которая предложила делегатам опыт своей инновационной деятельности на тему: «Создание инновационного пространства школы для саморазвития субъектов образовательного процесса как условие реализации основной образовательной программы основного общего образования». Директор школы Афонский Георгий Афанасьевич и его заместители, учащиеся- члены школьного самоуправления ознакомили гостей со школьной жизнью, рассказали о нововведениях в учебно- воспитательном процессе школы. В школе обучаются 1310 учащихся в 44 классах- комплектах, их учат 87 учителей. Школа является федеральной инновационной площадкой по разработке нормативно- правовых, экономических механизмов реализации ООП.

      День УЧИТЕЛЯ завершила презентация пятого тома  «Педагогическая энциклопедии», которая состоялась во Дворце Детства.

Это интересно

Первый том «Педагогической энциклопедии» был издан в 2000 году с целью консолидации связи времен учительства республики. Идейным вдохновителем издания  является Е.И.Михайлова, в то время министр образования Республики Саха (Якутия).

    «…Личность каждого учителя, педагога, вошедшего в нашу энциклопедию, как нельзя лучше раскрывает смысл известного выражения: «Жизнь в профессии». В этом смысле энциклопедия выступает своеобразной кладезью педагогической мудрости, адресованной не только профессиональному сообществу. И спустя 15 лет мы имеем полное право сказать, что наш масштабный проект состоялся, получил всеобщее одобрение...», -  отмечает в приветственной статье к пятому тому «Педагогической энциклопедии» Ф.В.Габышева, министр образования Республики Саха (Якутия).

Презентация Педагогической энциклопедии началась с монолога о роли Учителя в жизни каждого человека артиста Саха драматического театра имени П.А.Ойунского  Айала  Аммосова. Э.В.Кондратьев, и.о. министра образования РС(Я), в своем выступлении подчеркнул, что презентация Педагогической энциклопедии уникальна и значима тем, что это история образования республики не только в лицах, но и история в делах ярких представителей педагогической общественности, лучших учителей и педагогов республики разных лет.  Педагогическая энциклопедия – это единый и целый портрет лиц, в которых отразилась история просвещения и образования республики, она охватывает по вертикали всю систему образования республики, ее кадровый потенциал от воспитателей детских садов и школ-интернатов,  учителей и педагогов дополнительного образования, завучей и директоров школ, руководителей и сотрудников методической службы.

     Работа над пятым томом энциклопедии была поручена Институту развития образования и повышения квалификации.  Варвара Сергеевна Иванова, составитель и редактор всех пяти томов,  кратко, но емко охарактеризовала структуру и содержание книги, подчеркнула, что Педагогическая энциклопедия – это памятник педагогическому сообществу, гимн учительству, где сочетаются мудрость и глубина мысли старшего поколения и целеустремленность, инициативность и инновационность взглядов нового поколения педагогов.

     Отрадно  было видеть среди героев пятого тома Педагогической энциклопедии уважаемых и любимых многими поколениями жителей Мегино- Кангаласского улуса учителей и педагогов дошкольного образования: Зыкова Якова Михайловича, Иванова Владимира Титовича, Орловой Клавдии Михайловны, Апросимова Аполлона Михайловича, Апросимовой Марины Ефимовны, Неустроевой Маргариты Дмитриевны, Назаровой Варвары Семеновны, Габышевой Александры Николаевны, Гоголевой Любовь Семеновны, Охлопковой Марии Федоровны, Андросовой Валентины Елисеевны, Абрамовой Лидии Петровны и многих других. Все 46 педагогов из нашего улуса, занесенные в эту книгу – Учителя с большой буквы, жизнь и педагогическая деятельность которых достойна благодарности не только их учеников, но и всех будущих поколений.

     Особую торжественность этому событию придали замечательные выступления учителей и педагогов Мегино-Кангаласского улуса: это квартет мужчин династии учителей Шариных и  танцевальный коллектив Майинской средней школы им. В.П.Ларионова.  Они еще раз продемонстрировали многогранность личности Учителя, подчеркнули умение учителей не только заниматься вопросами обучения, но и воспитания личным примером.

     В рамках XIII съезда учителей и педагогической общественности республики 6 октября на базе Северо-Восточного федерального университета прошел День открытых дверей СВФУ «Мой, твой, наш университет».

Это интересно

СВФУ является многоотраслевым федеральным вузом, который имеет широкие возможности для подготовки востребованных кадров отраслей народного хозяйства. Сегодня для развития и поддержки студентов открыты инновационные центры, лаборатории, строятся и создаются все условия для успешной реализации талантов и возможностей каждого студента.

В этом году студентами СВФУ стали более 2000 абитуриентов. Средний балл ЕГЭ по вузу достиг 64,2, по головному вузу – 65,7. Увеличилось количество поступивших «стобалльников», победителей олимпиад. С наивысшим средним баллом абитуриенты поступили на специальности «Стоматология», «Лечебное дело», «Зарубежное регионоведение», «Лингвистика», «Электроэнергетика и электротехника», «Экономика», «Прикладная математика и информатика».

2681 выпускник головного вуза и филиалов СВФУ этого года трудоустроены, 957 человек продолжат обучение в магистратуре и аспирантуре.

       Делегатам Съезда представлена презентация о современном вузе: Северо-Восточном федеральном университете. В своих выступлениях проректор по педагогическому образованию М.П.Федоров, проректор по  стратегическому развитию В.М.Саввинов отметили о дальнейшем развитии непрерывного образования в регионе, о важности и значимости роли учителя, педагога в развитии талантливых абитуриентов, выразили готовность по поддержке талантливых педагогов. Делегатам университет предложил план мероприятий по повышению качества подготовки будущих абитуриентов.

      В рамках укрепления взаимосотрудничества подписано Соглашение между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Северо-Восточным федеральным университетом. Делегаты выразили уверенность и готовность для совместной работы во благо развития республики

      Среди учительства и педагогической общественности республики большой интерес вызвала экскурсия по современному университету. Делегаты  посетили Малые инновационные предприятия, Арктический инновационный центр, Малую компьютерную академию, Медицинскую клинику СВФУ, общежитие.

      Я с коллегами посетила Автодорожный факультет. Факультет был основан в 2006 году по инициативе якутских дорожников и при поддержке Министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я) в связи с острой нехваткой кадров в дорожной отрасли. В настоящее время Автодорожный факультет производит набор по следующим программам подготовки: «Строительство», «Строительство, эксплуатация и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей», «Наземные транспортно- технологические комплексы», «профессиональное обучение», «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов». Студенты вместе с и.о. декана Д. Филипповым показали инфраструктуру  факультета. Было интересно побывать в лаборатории контроля качества дорожного покрытия, в лаборатории геодезии, побывать на автодроме, Центре технического обслуживания автомобилей с цифровой диагностикой.

      6 октября на базе ИРОиПК имени С.Н.Донского-IIи Якутского педагогического колледжа имени С.Ф.Гоголева проведены встречи, диспуты, выступления, тематические презентации делегатов съезда в формате панельных дискуссий, круглых столов и мастер-классов.

      Панельная дискуссия по теме «Весь мир – школа» прошла под руководством Бугаева Н.И., к.филол.н., первого зам.директора  Института. Николай Иннокентьевич представил публике видеопрезентацию известной в мире виртуальной дистанционной школы-академии Салман Хана. Присутствующие много интересного узнали о технологии «перевернутый класс», о личности автора данной технологии, о его взглядах на подачу, вернее, отказа от подачи новой темы на уроках, о сдаче экзаменов, об отказе от летних каникул для учащихся (ибо учиться виртуально можно в любое время) и т.д. Представленные материалы, безусловно, вызвали большой интерес, озадачили учителей и руководителей образовательных организаций. Примечательно то, что технологию «перевернутый класс» представил после обсуждения за круглым столом темы «Индивидуализация образования – ресурс развития человеческого потенциала» в формате мастер-класса молодой учитель математики Бердигестяхской СОШ Горного улуса Павлов Н.М. Участники круглого стола, посетившие мастер-класс Ньургуна Михайловича, отметили оригинальность и новизну данной технологии, креативность мышления молодого учителя.

     Делегаты-специалисты дошкольного образования приняли активное участие в обсуждении вопросов об эффективном управлении ДО в условиях вариативности и многообразия форм, о пространстве разнообразия детства. Победители республиканского конкурса «Воспитатель года» разных лет Ларионова Е.А. (г.Нерюнгри) и Слепцова М.Н. (г.Нюрба) представили своим коллегам мастер-классы. Екатерина Арнольдовна поделилась опытом работы по использованию и роли игровых технологий в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста,  Мария Николаевна провела занятие по теме «Сочинять новое или вспоминать старое? Куклы наших бабушек». Воспитатель детского сада «Аленушка» п.Мохсоголлох Хангаласского улуса Болдыханова Е.И. в рамках круглого стола по теме «Дополнительное образование в открытом информационном пространстве» предложила вниманию коллег мастер-класс «Удивительные секреты света. Занимательная физика для малышей».

    Круглый стол по теме «Педагогическое образование: шаг в будущее сейчас», на котором я принимала участие,  привлек  внимание организаторов образовательной деятельности разных форм и видов, руководителей и специалистов образовательных организаций различного уровня.  Речь шла о профессиональной и методической подготовке педагогов. Преподаватели СВФУ и педагогических колледжей рассказали об организации педагогической практики студентов. Методисты муниципальных управлений образования выразили обеспокоенность уровнем профессиональной подготовки выпускников. Только плановая, систематическая работа с выпускниками педагогических учебных заведений- молодыми педагогами как со стороны  учебных заведений, так и стороны муниципальных методических служб, Института развития образования и повышения квалификации может поднять их профессиональный и методический уровень, и, следовательно, качество образования в регионе. В решении данной проблемы большую роль могут сыграть сетевые общественные профессиональные объединения педагогов. В частности, о деятельности и планах клуба «Учитель года» рассказал его организатор и руководитель Ю.В.Кынатов. В работе этого клуба активное участие принимают наши лучшие педагоги С.А. Харитонов, О.М. Борисейко, О.С. Пасисниченко, Т.Я.Балаганчикова и др. Создание такого клуба планируется и в нашем улусе. На сентябрьском совещании учителей улуса  была поставлена задача об активном привлечении к методической работе учителей высшей категории, победителей профессиональных конкурсов, обладателей Грантов, обладателей знака «Методист Якутии».

     Особо следует отметить мастер-классы, проведенные лучшими учителями-предметниками, по актуальным проблемам содержания современного образования в рамках реализации ФГОС. Было проведено 12 мастер- классов. Из нашего улуса учитель истории Нижне-Бестяхской СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса Борисейко О.М. провела занятие по теме «Образное мышление исторического прошлого».

    В этот день делегаты съезда также встретились с первым Президентом республики М.Е.Николаевым, зам.председателя Правительства А.П.Дьячковским, зам.министра образования В.В.Гуляевым. 

    Второй день съезда завершился встречей делегатов из улуса с общественной организацией «Дойду ситимэ» им. В.П. Ларионова. Выходцы из Мегино- Кангаласского улуса высказали свои предложения по развитию системы образования. Среди них Л.Н.Григорьева, М.В.Мучин, Г.М.Артемьев, которые,  будучи руководителями района, приложили немало усилий для развития образования. Это А.В.Чугунов, Н.Д.Неустроев, Н.И. Бугаев – научные руководители образовательных учреждений нашего улуса. А.Е.Сергучев, М.К.Петрова, М.Н.Колмаков, О.И.Захарова, Д.Н.Санникова и другие – руководители системы образования разных лет.

     7 октября в спорткомплексе "Триумф" работала уникальная площадка «Открытое образование: диалог, доступность, деятельность», которая  собрала около 217 экспонентов. Образовательные учреждения из районов Якутии презентовали  свои программы и обменялись опытом с коллегами. Экспонентами выставки стали муниципальные и республиканские образовательные учреждения, СВФУ, профессиональные образовательные организации, институт национальных школ Якутии, книжные издательства, предприятия, а также поставщики услуг для образования.

      В работе выставки-форума были организованы площадки для свободных высказываний: "Гайд-парк" - горячие дебаты по актуальным темам и практике ораторского искусства. В "Переговорной" велись конструктивные диалоги, прямые дискуссии и презентации. На «Центральной площадке» для участников выступали  лауреаты международных конкурсов классической музыки и балета, образцовые танцевальные коллективы, фольклорные ансамбли, ансамбли народных инструментов, хоровые коллективы.

     МР «Мегино- Кангаласский улус» представили Межшкольный учебно- производственный комбинат, Майинская СОШ им. В.П.Ларионова, Жабыльская СОШ им. Н.В.Петрова, Хоробутская СОШ им. Д.Таас. Посетители выставки заинтересовались деятельностью наших образовательных учреждений, поступил ряд деловых предложений.

     В этот день в здании Республиканского лицея- интерната состоялись мастерские и мастер- классы 32 лучших учителей и образовательных учреждений РС(Я). С большим  успехом прошли мастерская «Реализация принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: совместная образовательная деятельность детей и взрослых» Центра развития ребенка- детского сада «Мичээр» с. Павловск и мастер- класс «Адаптация детей к дошкольной организации посредством музыкальных игр»  воспитателя детского сада «Мичээрэ» с. Томтор, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года» А.Д.Афонского.

    В культурной программе съезда в Саха театре состоялся спектакль «Хаарыан хампа куех кытылым». Перед спектаклем с делегатами пообщался режиссер спектакля А.С.Борисов. Он сказал, что идея съезда, несмотря на трудное название, берет истоки из народной педагогики – это воспитание всем миром, обществом, семьей, природой. Эта же идея лежит в основе спектакля. Поэтому именно этот спектакль предложен делегатам съезда. Как всегда, спектакль прошел на очень высоком уровне. Мастерство молодых, но именитых  артистов Саха театра: Айаала Аммосова, Иннокентия Луковцева, Петра Садовникова, Романа Дорофеева, корифея театрального искусства Ефима Степанова и других заворожило зрителей. 

      В работе  XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) приняли  участие Якоб Крузе, директор детского сада и эксперт Всемирного банка в сфере дошкольного образования (Дания), Секиити и Кумико Като, руководители частного детского сада «Фудзи» г. Токио. 8 октября  в Якутске состоялась  презентация почетных иностранных гостей 13-го съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия). Презентации провели директор частного детского сада «Фудзи» г. Токио Секиити Като, директор детского сада г. Копенгаген и эксперт Всемирного банка Якоб Крузе и заместитель директора частного детского сада «Фудзи» г. Токио Кумико Като.

Это интересно

«Одним из наиболее выдающихся детских садов, по мнению многих международных изданий и рейтинговым оценкам, является японский детский сад Фудзи (Fuji) авторства компании Tezuka Architects. Введенное в эксплуатацию в 2009 году здание этого двухэтажного детского сада имеет овальную форму. На первом этаже расположены обучающие классы, а второй этаж - это низкая, надежно огражденная крыша, на которой установлен минимум объектов, что дает детям пространство порезвиться».

       Во Дворце детского творчества  прошли актовые лекции ученых, финалистов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Делегаты съезда с большим интересом слушали Демахина Александра Александровича, учителя МХК и искусства, заместителя директора по внеклассной работе Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского г. Сергиев Посад Московской области, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», Баскевич Ирины Александровны, учителя географии МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми, финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», Яковлева Гавриила Михайловича, учителя физики спортивной школы-интерната Чурапчинского улуса, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года – 1993», лауреата премии Президента Российской Федерации, Лехановой Фени Матвеевны, учителя эвенкийского языка МОУ «Золотинская средняя общеобразовательная школа» с.Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), победителя Всероссийского конкурса «Учитель года – 2000», лауреата премии Президента Республики Саха (Якутия), Цирульникова Анатолия Марковича, д.п.н., профессора, действительного члена (академика) РАО, заведующего лабораторией социокультурных и региональных проблем развития образования Института управления образованием РАО, Бугаева Николая Иннокентьевича, к.ф.н., заместителя директора Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II».

     После обеда  делегатов съезда встречали в органах законодательной и исполнительной власти РС(Я). Делегация улуса побывала в Министерстве по делам предпринимательства и развития туризма. В начале встречи министр Е.И.Кормилицына рассказала о деятельности министерства, о совместной работе с Министерством образования, ответила на постановочные вопросы. С нашей стороны были затронуты вопросы о возможных изменениях в законодательстве для поддержки детского предпринимательства, перспективах развития школьных бизнес- инкубаторов, учреждении Грантов для детей- предпринимателей, учебно- методическом комплекте по курсу «Основы предпринимательства» в начальной и основной школе, месте школьных музеев в развитии туризма. Министр положительно отозвалась о деятельности школьного бизнес- инкубатора Майинской СОШ им. В.П.Ларионова,  высказала готовность к дальнейшей поддержке школьных инициатив по развитию предпринимательства и туризма, подписанию договора о сотрудничестве с МКУ «Мегино- Кангаласское районное управление образования». Делегаты съезда посетили бизнес- инкубатор и пообщались с молодыми предпринимателями.

     В этот день в  Зале республики состоялась традиционная встреча главы Якутии Е.А. Борисова с лучшими учителями 2015 года. Он поздравил их с прошедшим профессиональным праздником и вручил награды наиболее отличившимся. В приветственной речи он говорил о задачах, которые стоят перед нынешними педагогами. "Сейчас мы можем увидеть горизонты нашего развития до тридцатых годов текущего столетия. Чтобы быть достойно представленными на мировой арене к тому времени, уже сегодня необходимо начинать воспитывать граждан будущего. Громадную роль в этом играете вы - учителя", - сообщил глава республики, обращаясь к собравшимся учителям. По его словам, взращивать людей с новым складом мышления нужно уже с детского сада. Далее он рассказал, что в последние годы многое было сделано, чтобы поднять статус учительства. "Делали мы это несмотря ни на что, даже на кризисную обстановку в мировой экономике. Мы поддерживали строительство школ и внедрение новых образовательных программ. Сейчас перед нами вновь встают сложные обстоятельства и мы так же будем продолжать развивать сферу образования", - заверил он педагогов. Он подчеркнул, что высокий уровень учителей республики доказывают достижения детей, занимающих призовые места на олимпиадах и конкурсах федерального и международного масштаба. На этом торжественном мероприятии учитель русского языка и литературы Бедиминской СОШ Е.Д. Санникова получила Премию Главы РС(Я) лучшему учителю, а Техтюрский центр детского (юношеского) технического творчества и Павловский центр развития ребенка- детский сад «Мичээр» удостоены Гранта Главы РС(Я) для образовательных организаций, реализующих инновационные проекты.

      И вот настал самый ответственный, решающий, последний день XIII  съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия). 9 октября – Пленарное заседание съезда. После вступительного слова Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г. И. Данчиковой  с докладом «Образование - открытое в Будущее» выступила министр образования Ф. В. Габышева.

Это интересно

Из доклада Ф.В.Габышевой

Развитие системы образования Республики Саха (Якутия) носит поступательный характер, многие из присутствующих здесь внесли достойный вклад в ее славные достижения. 

Это доказывают и реальные результаты по исполнению решений XI-го и XII-го съездов. Они укрепляют нашу уверенность в том, что мы и дальше можем решать новые задачи. За этот период региональная система образования серьезно трансформировалась благодаря совместным усилиям органов власти, общества и бизнеса.

Сегодня мы имеем право отметить, что многие инициативы региона предшествовали трендам общероссийского масштаба.

Те цели и задачи, которые мы ставили 10 лет назад, были реализованы в ходе широкомасштабных реформ, которые далее осуществлялись на федеральном уровне. В то же время следует признать, что часть инициатив не воплотилась в жизнь в той мере, в которой мы желали, но работа продолжается, набирая темпы.

Оценивая результаты предыдущих двух съездов, можно отметить следующие основные приоритетные направления развития системы образования:

- существенно изменилась правовая база, приняты новые федеральный и республиканский законы, изменился статус дошкольного образования; разработаны и утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты; значительно усилены возможности для общественного участия в управлении образованием и в его оценке;

- меняется образовательная среда, появились условия для дистанционных технологий и электронного обучения; Интернет-ресурсы заняли прочное место в образовательном процессе и в управлении; удвоилась доля школьников-якутян, которым предоставлены от 70 до 100% современных условий получения образования;

- разработаны новые концепции, в том числе развития дошкольного образования, инклюзивного образования, дополнительного образования, социокультурной модернизации; продолжается реализация концепций дуального образования, агропрофильного, гражданско-патриотического воспитания детей;

- появились условия для развития государственно-частного партнерства, разработана правовая и нормативная база для расширения доступности дошкольного образования силами индивидуальных предпринимателей;

- значительно улучшилось положение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Образование становится открытым, когда оно доступно любому желающему, обеспечивается в удобном ему ритме и предполагает формирование сообщества, где реализуется сетевое взаимодействие на принципах кооперации и деятельностного обучения.

Открытое образование – это более гибкая и доступная система, успевающая удовлетворять быстро меняющиеся потребности общества.

В связи с этим, основное назначение Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) до 2030 года – обеспечить постановку перспективных личностно и общественно значимых, ожидаемых и принимаемых целей социального, культурного и экономического развития региона через образование.

Стратегическая цель современного образования - курс на максимально полное развитие человеческого потенциала. Достижение этой цели возможно планировать исключительно в долгосрочной перспективе, соподчиняя ей более локальные задачи, консолидирующие усилия государственной власти республики, общества, каждого жителя.

При этом главным условием выступает ключевое требование - сегодняшние выпускники школы должны стать субъектами собственной деятельности.

К 15-17 годам они должны быть способны критически и ответственно (прежде всего, перед самим собой) подойти к жизненному самоопределению. 

И если через 15 лет к 2030 году это станет привычной нормой, наш нынешний съезд получит право называться историческим.

 

        В обсуждении доклада Ф.В. Габышевой приняли участие: руководитель Федеральной службы по  надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации С. С. Кравцов, директор МОБУ «Специальная (коррекционная)  начальная школа-детский сад» города Нерюнгри Е. А. Ковальчук, учитель физики и математики МКОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа» Олекминского района В.И. Лазарев, директор Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Верхоянского района А.А. Рожина, член Президиума  городской общественной организации "Родительский совет» города Якутска М. В. Ордахова, глава  Жемконского наслега МР «Хангаласский улус» А. А. Варламов, глава МР «Верхневилюйский улус (район)» В. С. Поскачин и другие. От имени делегации МР «Мегино- Кангаласский улус» и всех работников дошкольного образования улуса выступила старший воспитатель Тюнгюлюнского ЦРР «Олимпионик» Мегино-Кангаласского улуса Саргылана Федоровна Шестакова. Детский сад, где работает Саргылана Федоровна,  является  пилотнойплощадкой реализации ФГОС дошкольного образования. В своем выступлении она отметила, что «сегодня республика ведет целенаправленную работу по плану ликвидации очередности: в нашем районе, как и в других районах республики, места создаются за счет строительства  детских садов, поддержки негосударственных детских садов, развития системы разных   форм дошкольного образования Например, в нашем улусе создано около 100 мест за счет партнерства с индивидуальными предпринимателями»  Пользуясь случаем, она   поделилась  радостью, что буквально на днях было подписано постановление правительства  об объявлении конкурса на тендер по строительству детского сада  на 140 мест в селе Тюнгюлю. Коллектив детского сада принял непосредственное участие в проектировании нового здания детского сада. Проект максимально приближен к той идее планировки, которая была предложена экспертами Всемирного банка. То есть помещения нового детского сада будут открытыми, гибкими, без длинных коридоров, которые позволят более эффективно организовать пространство для разных видов деятельности и создавать специальную среду. От имени делегатов съезда, работников дошкольных учреждений, С.Ф.Шестакова  полностью поддержала  основную идею стратегии развития «Детский сад- без границ» и передала  слова благодарности  руководству республики за внимание к проблемам дошкольного образования, за активную поддержку развития частного сектора, динамичное строительство новых детских садов и программы поддержки воспитания детей дошкольного возраста.

      Делегатов съезда приветствовали Председатель Государственного собрания Ил Тумэн А.Н.Жирков, первый Президент РС(Я) М.Е.Николаев, Глава РС(Я) Е. А. Борисов.

Это интересно

Из выступления Е.А.Борисова

В основу повышения благосостояния республики в ближайшие десятилетия будет, как и сегодня, закладываться промышленное освоение, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, дальнейшее расширение транспортной и энергетической инфраструктуры. Это значит, что мы уже сейчас можем твёрдо говорить о сохраняющейся высокой потребности в инженерно-технических и естественнонаучных кадрах. В то же время нам, конечно, нельзя будет обойтись и без гуманитариев высокой квалификации, поддерживающих на достойном уровне ценность культурного, духовного, творческого начала в обществе. Мы знаем, что стабильность экономики будет во многом зависеть и от качества нашей предпринимательской среды. Причём не только замыкающейся на принципе «купи – продай», а производящей что-то, создающей какую-то продукцию, в том числе инновационную. Следовательно, нам нужно с малых лет прививать школьникам экономическую и финансовую грамотность, деловые качества, стремление к успеху.

Уникальная особенность Якутии в том, что у нас создана система агротехнологического образования, включая школы, колледжи и сельскохозяйственную академию. Одних агрошкол, которые получают дополнительную финансовую поддержку, в республике 96 учреждений или 15% от общего количества. Все они ведут не только образовательную, но и хозяйственную деятельность, реализуют свою продукцию. Каждый год открывается до 30 летних трудовых лагерей. Надо расширять их финансово-хозяйственную самостоятельность. Не должно быть единого подхода ко всем, надо учитывать кадровый потенциал, условия, мнение общественности, родителей. Но в целом это очень полезная практика, когда ребята работают в семейных крестьянских хозяйствах, выступают как самостоятельные фермеры, а школа организует им индивидуальный график занятий.

 Также надо поддерживать и школьные бизнес-инкубаторы, деятельность молодых предпринимателей,  как направление индивидуальной подготовки учащихся. Самостоятельный труд, опыт организации пусть небольшого бизнеса – это лучший путь воспитания молодежи. В течение двух лет нам надо в каждом районе создать не менее двух школьных бизнес-инкубаторов.

 Несколько слов о дополнительном образовании, которое иногда играет большую роль в формировании личности, чем общедоступное. Замечу, что из 135 тысяч человек, обучающихся сегодня в общеобразовательных организациях республики, только около 78 тысяч (примерно, 58 процентов) охвачены дополнительным образованием. В этом направлении нам ещё есть, куда продвигаться. Многие школы сейчас имеют хорошую материальную базу и сильный педагогический состав, способный осуществлять услуги дополнительного образования, в том числе для дошкольников. На мой взгляд, здесь могли бы шире привлекаться и учителя-ветераны.

 Не могу не заострить внимание на развитии Единого детского движения. По сути это тоже сфера дополнительного образования. Что можно противопоставить росту детской жестокости, правонарушений? Только позитивный опыт общения и реальных дел. Мы прошли организационный этап создания Единого детского движения, теперь пора выходить на содержательный уровень работы, укрепить ресурсы республиканского Центра детского движения и в каждом муниципальном образовании принять целевую программу.

Важно, что мы видим республиканскую систему образования как неотъемлемую часть единого российского образовательного пространства, но со своими национальными и этнокультурными особенностями. Несомненно, здесь большая ответственность лежит именно на нас самих. Например, никто, кроме нас не разработает ресурсы для дистанционного образования на родных языках. Точно так же, мы сами должны разработать собственную систему оценки качества образования. Поэтому министерство образования совместно с Северо-Восточным федеральным университетом должны разработать все необходимые методические материалы. Не в целях аттестации или критики воспитателей и учителей, а для того чтобы педагоги сами могли обсудить проблемы ребенка и помочь ему.

 Также прошу профильное министерство вместе с представителями вузовской науки пересмотреть подходы к инициированному мной проекту «ПРОФИ-учитель». Это должен быть не конкурс, не экзамен, а комплексная программа совершенствования всех педагогов.

       В конце съезда делегаты приняли резолюцию. Они решили одобрить Образовательную инициативу Республики Саха (Якутия) – 2030 «Образование, открытое в Будущее».

В целях обеспечения интеграции государства, общества, бизнеса в формировании открытого образования, гибкой и доступной системы для получения каждым гражданином Республики Саха (Якутия) индивидуального образования; образования, «открытого в будущее», когда «весь мир становится образованием» делегаты съезда предложили определить задачами сферы образования:

  1. Модернизация сети образовательных организаций для реализации сетевых индивидуальных образовательных программ обучающихся.
  2. Создание финансово-экономических механизмов обеспечения получения индивидуального образования, в т.ч. формирование единого норматива финансирования индивидуальной образовательной программы обучающегося.
  3. Формирование системы оплаты труда работников, привлекаемых для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся, на принципах эффективного контракта в рамках договоров гражданско-правового характера с необходимыми конкретным детям специалистами, независимо от места их основной работы.
  4. Развитие системы независимой оценки качества образования.
  5. Разработка модели многоуровневой и многоканальной переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров.
  6. Развитие негосударственного сектора в сфере общего образования.
  7. Развитие инфраструктуры сферы образования в соответствии с мировыми стандартами.

     Таким образом, завершился ХIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха(Якутия), который наметил стратегию развития образования до 2030 года. Решения съезда коснутся каждого из нас, как ученика, как учителя, как родителя, как представителя общественности. От развития системы образования будет зависеть судьба каждого жителя республики, от гражданской активности каждого из нас развитие системы образования в частности, республики в целом.

Татьяна Васильевна Сидорова, делегат съезда,

главный специалист РУО

Просмотров: 353
Служебный вход
Логин:
Пароль:
АНОНСЫ
  • В разделе ЭКОНОМИКА размещен приказ РУО о стимулировании руководителей
  • В разделе АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ размещен приказ МО РС(Я) об итогах аттестации за сентябрь 2017
КАЛЕНДАРЬ
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Горячая линия

Президент России

Президент Республики Саха (Якутия)

МР Мегино-Кангаласский улус

Наша новая школа

Наша новая школа - СКМО

Реском профсоюза РС(Я)

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Министерство образования Республики Саха (Якутия)  Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия)  Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания  Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)  Федеральный портал поддержки ЕГЭ  Официальный информационный портал ГИА  Всероссийское движение За честный ЕГЭ  Федеральные государственные образовательные стандарты  Федеральный образовательный портал  Российский общеобразовательный портал  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  Министерство Образования и Науки РФ  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки  Федеральный центр тестирования  Федеральный институт педагогических измерений  Единое окно доступа к образовательным ресурсам  Всероссийский Интернет-педсовет  ИД Первое сентября 
МКУ "Мегино-Кангаласское районное управление образования" © 2009